Уходящая неделя оказалась богатой на инциденты, связанные с деятельностью журналистов. Вернее, с ограничением этой деятельности по воле властей нескольких европейских государств. И у меня пока нет объяснений причин странного всплеска такой активности.

Двух российских журналистов лишили аккредитации в Чехии по причинам, "квалифицирующимся как сугубо секретные сведения". Это заявление главы пресс-отдела МИД Чешской Республики Михаэлы Лагроновой.

По-русски говоря, это намек на то, что российские журналисты — Александр Куранов и Владимир Снегирев – занимались в Праге шпионской деятельностью. Никаких доказательств никто, разумеется, не привел.

Это вынудило Владимира Снегирева, журналиста с пятидесятилетним стажем работы, горько иронизировать на пресс-конференции в Праге: "Не могу признать, что по ночам устанавливал бомбы под Карлов мост и сыпал яд в минеральные источники в Карловых Варах. Я могу признаться, что встречался с вашими политиками, с некоторыми часто, и с некоторыми мы пили пиво".

В случае с Александром Курановым все еще более запутано. Впервые МИД Чехии решил не продлевать ему аккредитацию в ноябре прошлого 2015 года. Потом назвал этот эпизод "недоразумением", но теперь отказал снова! А, между прочим, Куранов живет и работает в Чешской Республике с тех времен, когда еще и страны этой не существовало — с 1980 года! Двое из трех его детей родились в этой стране. То есть, теперь им придется покидать свою Родину, получается так?

Если чешские власти снизошли хотя бы до каких-то туманных намеков, то в Турции обошлись и без этого. В минувшую среду, 20 апреля, без объяснения причин был лишен вида на жительство в этой стране и журналистской аккредитации главный редактор местного бюро российского информагентства Sputnik Турал Керимов. Ему просто объявили об этом в стамбульском аэропорту.

Точно так же и там же – в аэропорту Стамбула – был сначала задержан, а затем и выдворен из страны корреспондент немецкой телекомпании ARD Фолькер Швенк. Ни в том, ни в другом случае Анкара не удосужилась привести разъяснения своих действий, что вызвало критику даже со стороны Вашингтона!

Комментируя инцидент с российским журналистом, официальный представитель Государственного департамента США Джон Кирби заявил: "Мы видели сообщения СМИ об этом. И я могу лишь вновь заявить о нашей глубокой обеспокоенности в отношении свободы СМИ в Турции".

Но, как говорится, "а Васька слушает, да ест". Пару дней назад стало известно, что Турция начала собирать доказательства недружественных публикаций в прессе Нидерландов! Голландская газета De Volkskrant сообщила, что консульство Турции в Роттердаме обязало все турецкие организации, представленные в Голландии, докладывать обо всех "оскорблениях в адрес турок, Турции и президента этой страны Реджепа Тайипа Эрдогана".

Выходит, что содержание статей, которые предстоит напечатать голландским газетам, отныне будут оценивать "читатели", проживающие совсем в другой стране, в Турции!

Но, должен сказать, что этот абсурд не выглядит таким уж абсурдом, потому что прецедент уже существует. Я имею в виду историю с немецким тележурналистом Яном Бемерманом, допустившим в своей программе, возможно, слишком резкие высказывания в адрес турецкого президента. Но в обычной практике, в странах, в которых, на самом деле, ценят свободу слова и свободу самовыражения, подобные казусы рассматривают с этической стороны, например, на заседаниях специально уполномоченных комиссий по журналистской деятельности.

Яна Бемермана, напомню, будут судить! По уголовному обвинению! И это стало возможным благодаря личному решению канцлера Германии Ангелы Меркель. В немецкой прессе говорят об очередной политической ошибке фрау канцлер и ее "невыносимом низкопоклонстве".

Видимо, мы чего-то не знаем. Сколько еще сюрпризов преподнесет Европе Ангела Меркель? Какие еще из применяемых ею методов возьмут на вооружение в Чехии? А, возможно, и в других странах континента? Где еще турецкая цензура будет оценивать качество журналистских материалов и их содержание?

Но пока ни у кого нет решения этих загадок, единственным способом противодействия останется применение адекватных ответных мер.

"Безусловно, мы примем аналогичные меры, — заявила официальный представитель МИДа Мария Захарова после инцидента с российскими журналистами в Чехии. — Хотя для России принятие таких мер в отношении иностранных журналистов является большим разочарованием. Это не наш выбор".

Увы, когда организм нуждается в лечении, выбор между сладкими пирожными с заварным кремом и горькими лекарственными пилюлями, как правило, не стоит. А у многих наших европейских коллег болезнь уже выглядит довольно запущенной.