В Турции в пятницу пройдёт новое заседание по делу двух журналистов газеты "Джумхурриет". Их обвиняют в попытке госпереворота — за материал о том, как турецкие спецслужбы поставляли оружие боевикам в Сирию. Ранее процесс был открытым, но теперь, по требованию прокуратуры, он стал закрытым. Не обнародуют и приговор, объясняя это соображениями национальной безопасности.
Заседание очередное, но на этот раз закрытое. Нервы Эрдогана после последнего слушания над двумя оппозиционными журналистами, явно не выдержали. Тогда — ровно неделю назад — поддержать Джана Дюндара и Эрдема Гюля из "Джумхурриет" пришли не только местные жители, но и западные дипломаты. Некоторые из них, по мнению турецкого лидера, вели себя вызывающе — отказались покинуть здание суда, хотя за процессом наблюдать им официально запретили, фотографировались щека к щеке со "шпионами" — так называют Дюндара и Гюля — и вообще нарушили все рамки приличия.
"Генконсул одной страны идет на судебное заседание, где поддерживает обвиняемого в шпионаже. Но этого мало, он еще с ним щека к щеке фотографируется. Так ещё и пишет в соцсетях: "Турции нужно принять решение о том, какой страной ей быть". Если этот человек до сих пор может продолжать здесь работать, то это только благодаря нашему великодушию и гостеприимству. В любой другой стране ни одного дня не стали бы терпеть дипломатов, которые так себя ведут", — кипит от гнева Эрдоган.
Тот самый дипломат, которого терпят — это генконсул Великобритании в Стамбуле Лей Тернер. За процессом Дюндара и Гюле он следит пристально и всячески призывает турецкие власти одуматься и наладить отношения со СМИ, но тщетно. Журналистам грозит пожизненное заключение. В Турции их обвиняют в попытке госпереворота.
Так местные власти интерпретировали разоблачительный материал о том, что Анкара поставляет в Сирию. Оказалось, что под видом гумпомощи туркменам в Арабскую Республику попадает оружие. В мае прошлого года журналисты опубликовали видеоподтверждение. На этих кадрах военные разбирают одну из таких фур. Ответные действия не заставили себя ждать — в ноябре Дюндара и Гюле арестовали.
В общей сложности за последние несколько месяцев Эрдоган отправил за решётку более 30-ти журналистов и сменил руководство нескольких телеканалов и газет. Такая политика вызывает раздражение в Берлине и Вашингтоне. Накануне там прошли массовые митинги. Самый мягкий лозунг, который можно было услышать — "Эрдогана в отставку".
Но Эрдоган не сдаётся. Свою политику общения со СМИ пытается экспортировать за рубеж. К примеру, из-за ролика немецкого телеканала — в нём высмеяли любовь турецкого лидера к роскоши и его попытки ограничить свободу слова в стране — Эрдоган вызвал на ковёр посла Германии. Но его действия в Европе не оценили. От Анкары отвернулся даже Брюссель.
На этом проблемы Турции не заканчиваются. Напряжение чувствуется и в отношениях с главным союзником — США. В Вашингтоне призывают своих граждан в республику не ездить, а военных — вывозят. Лично переговорить с Бараком Обамой Эрдогану удалось с трудом — добивался он этого больше недели. Вместо этого турецкому лидеру предлагали увидеться с госсекретарём Керри и вице-президентом Джо Байденом. Человеком, с которым у Эрдогана отношения — мягко говоря — не очень. Ведь Байден считает журналистов опальной "Джумхурриет" героями.






















































































