Начали как немцы, закончили как турки: Анкара грозит Европе сорвать сделку по беженцам

Отношения между Брюсселем и Анкарой становятся все более напряженными. В Европарламенте как дорогих гостей принимают оппозиционных турецких журналистов. Европейские политики выступают с критикой в адрес правительства Турции. А оно в ответ грозит срывом сделки по беженцам.

Отношения между Брюсселем и Анкарой становятся все более напряженными. В Европарламенте как дорогих гостей принимают оппозиционных турецких журналистов. Европейские политики выступают с критикой в адрес правительства Турции. А оно в ответ грозит срывом сделки по беженцам.

В Twitter Джана Дюндара – фотографии из Брюсселя. Турецкий журналист-герой удостоен даже встречи с председателем Европарламента. Бывший главный редактор газеты "Джумхуриет" (Cumhuriyet), известный расследованием о поставках оружия из Турции в Сирию, приговорен к шести годам заключения за разглашение государственной тайны, хотя для него просили пожизненного. Он пережил на родине покушение у здания суда. Но пока на воле – до рассмотрения апелляции. Пользуется возможностью высказаться в Европе. Говорит, Турция – больше, чем Эрдоган, нужно поддерживать борцов за свободу.

С поддержкой европейского понимания свободы дела идут не очень. Посол Евросоюза в Анкаре, Ханс-Йорг Хабер уходит в отставку, не проработав и года. Вроде бы по собственному желанию. Но журналисты вспоминают: он позволил себе на публику слишком свободное для Турции высказывание, что Анкара в соглашении с ЕС по мигрантам "начала как немцы, закончила как турки". Это он перефразировал поговорку – "начала разумно, закончила эмоционально".

"Самый весомый аргумент – это волна беженцев, которая может начаться, например, завтра. Основной поток может быть организован не только на территории Греции, но таким государством может выступить Болгария или Румыния. Все для этого есть, есть частные организации, готовые перевезти. Организовать такую волну проблемы не представит, особенно если насильственным путем начать освобождать лагеря на территории Турции. В этих условиях Эрдоган считает, что может делать все, что хочет, а Европа будет идти на уступки Турции", — разъясняет намерения Эрдогана заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Предполагалось, что Турция выполнит условия Брюсселя к концу июня 2016 года, продолжит принимать мигрантов-нелегалов – эта мера уже дает результат — а взамен получит безвизовый режим для своих граждан. Но чем дальше, тем жестче турецкая риторика. Премьер Турции заявил 14 июня, что менять законы по борьбе с терроризмом Анкара не будет, даже если это сорвет смягчение визового режима.

"В такие дни, как теперь, становится ясно, кто друг, а кто враг. Мы боремся за единство и целостность страны. В этих условиях изменение антитеррористического закона, никогда, ни на каких основаниях, не будет являться предметом дискуссии. Даже если эти поправки привели бы к отмене виз с Евросоюзом", — подчеркнул премьер-министр Турции Бинали Йылдырым.

В последнем интервью газете "Хюрриет Дейли Ньюс" (Hurriyet Daily News) президент Эрдоган утверждает, что разочаровался в Соединенных Штатах, точнее в администрации Барака Обамы – еще бы, ведь она помогает сирийским курдам. И ностальгирует по добрым отношениям с Россией.

"Надеюсь, наши отношения с Россией скоро восстановятся, и мы вернемся к старым добрым дням", — мечтает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Но как именно к ним вернуться, он не сказал. Приходится пока торговаться с Евросоюзом.