"Телевизор", "говорящий дом", "здание с глобусом": штаб-квартира ТАСС отмечает юбилей

"Бетонный куб", "телевизор", "говорящий дом" и "здание с глобусом": у штаб-квартиры ТАСС много имён, и в этом году старейшее информагентство страны отмечает двойной юбилей – 40 лет в новом здании и 80 – на Тверском бульваре.

"Бетонный куб", "телевизор", "говорящий дом" и "здание с глобусом": у штаб-квартиры ТАСС много имён, и в этом году старейшее информагентство страны отмечает двойной юбилей — 40 лет в новом здании и 80 — на Тверском бульваре.

Этот самописец непрерывно работает вот уже 40 лет. Кто-то скажет — устаревшее. В ТАССе принято говорить — надежное. Тогда, в 77-м, оснащение в новом здании было по последнему слову техники.

"Надо было тянуть провода, это же надо было все соединить не с соседним домом и не с Марьей Петровной, которая на соседней улицей живет, а со всей страной и со всем миром", — рассказывает председатель Ассоциации журналистов-ветеранов ТАСС Людмила Ермакова.

Его называли "телевизором", "говорящим кубом", но это был прорыв. Чертежи Геннадия Сироты — в те годы молодой, двадцатишестилетний, он вошел в команду архитекторов. Работать над таким проектом было и почетно, и сложно. А ведь известные всем окна ТАССа могли остаться только на бумаге.

"Вы даже себе не представляете, как гнули эти витражи. На тот момент у нас был единственный завод, который выпускал алюминиевые конструкции, и он выпускал их только ровные. Для того, чтобы сделать такую структуру, заливали водой, замораживали и гнули", — рассказывает Геннадий Сирота.

Идея модернистских оконных проемов, растянутых на два этажа, принадлежала главному автору проекта — Виктору Егереву.

"Есть некая метафорическая отсылка к "Окнам РОСТА". В 20-е годы, когда еще был военный коммунизм, в витринах, в которых продавать и выставлять было совершенно нечего, были развешаны сатирические плакаты", — объясняет историк Москвы Евгений Плисс.

Квадрат с закругленными углами можно найти и в интерьерах. Светильники с огромными лампочками Ильича изготавливали вручную. Специально варили каркас, на заказ выдували стекло.

Но выглядеть здание и внутри, и снаружи могло совершенно иначе. Первый проект 30-х — ни много ни мало небоскреб, ну точно как на Таймс-сквер. На крыше — яркое табло, полутораметровыми буквами должны были транслировать новости. Говорят, сам команданте Фидель Кастро подал эту идею Генеральному. Но высоту урезали — сначала до 12 этажей, а потом и до девяти.

Вид с крыши здания ТАСС открывается, конечно, невероятный, несмотря на то, что высоткой оно так и не стало. Версий, почему проект не приняли, несколько. По одной из них, лишние три этажа портили бы вид на Кремль. По другой, против были соседи.

"Только по прошествии определенного времени мы узнали, что дальше по улице Станиславского — теперь Леонтьевский — находится небольшой жилой дом, в котором жил господин Суслов. Мы ему заслоняли свет солнечный", — говорит Геннадий Сирота.

Но и самое высокое здание не вместило бы весь фотоархив ТАССа — почти миллион снимков.

"В этом году в 57-й раз я перешагнул порог этого здания", — говорит Владимир Мусаэльян.

Четырнадцать лет бок о бок с генсеком Брежневым — личный фотограф. Владимир Гургенович признается: одна фотография даже снится — та, которую он так и не сделал.

"Когда на Леонида Ильича во время охоты вышли зубры в Беловежской пуще. Я стоял сзади него, мне было страшно. И когда они прошли мимо, в трех метрах, он повернулся ко мне и спрашивает: ты снял? Я боялся даже пошевелиться! Думаю — сейчас пошевелюсь, разнесут они нас в пух и прах!" — вспоминает он.

В прошлом году ТАСС отметил еще один юбилей — 90 лет фотохроники. К этой дате провели оцифровку архивов. Историю страны, мира теперь может увидеть любой желающий.