США и Венесуэла могут быть "врагами", однако когда речь заходит о поставках сырой нефти, отношения становятся легкими и приятными.

 

США и Венесуэла могут быть "врагами", однако когда речь заходит о поставках сырой нефти, отношения становятся легкими и приятными.

Первая партия экспорта нефти из США отправилась в последний день 2015 года, что стало официальным окончанием 40-летнего запрета на экспорт нефти из США. Значительная часть американской нефти будут поставляться в Латинскую Америку, где очень высокий спрос, и в первую очередь в Венесуэлу.

Несмотря на то, что в Венесуэле — самый высокий объем доказанных запасов нефти в мире, около 298 млрд баррелей, и несмотря на то, что ее запасы в восемь раз превышают запасы США, эта страна впервые оказывается в ситуации, когда она вынужденна импортировать нефть.

С 2014 года Венесуэла была вынуждена импортировать легкие сорта нефти из Нигерии, Алжира и Анголы.

Затем, в январе этого года, Венесуэла закупали первую партию у США, когда государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) приобрела 550 000 баррелей нефти West Texas Intermediate (WTI) через американский филиал Citgo Petroleum.

Как и в Мексике, нефть Венесуэлы слишком тяжелая, а американская нефть используется для того, чтобы разбавлять тяжелую нефть на НПЗ компании PDVSA в Куракао. Тяжелая нефть требует большей переработки, чем легкая.

Для Венесуэлы нефтяной марафон напоминает змею, пожирающую собственный хвост, который начался еще 2007 году во время добычного ажиотажа, что придало стране слишком много уверенности в своих силах.

Такая уверенность привела к тому, что правительство насильно отняло активы зарубежных компаний. Однако уже к 2014 году объемы бурения упали на 80%, а количество судебных исков против PDVSA со стороны западных компаний накапливались.

Уверенность росла и в 2011 году, когда правительство объявило о том, что запасы в нефтеносном поясе реки Ориноко на территории Венесуэлы вдвое превышают запасы Саудовской Аравии.

Возможно, это так. Большая часть нефти в Венесуэле добывается именно на этом нефтеносном поясе, но это тяжелая нефть, и в стране нет необходимой инфраструктуры для ее переработки, что снижает перерабатывающие возможности.

Это ставит Венесуэлы перед выбором: продавать тяжелую нефть с низкой стоимостью, что наносит серьезный удар по доходам PDVSA, или разбавлять тяжелую нефть легкими сортами.

И теперь компания просит своих партнеров, включая Chevron, Repsol и ONGC, взять на себя расходы за импорт легкой нефти, согласно отчету Reuters со ссылкой на письмо PDVSA.

Пока что по крайней мере США могут рассчитывать на спрос со стороны Венесуэлы на легкие сорта нефти, учитывая, что PDVSA сможет заплатить за поставки или же убедить своих партнеров взять расходы на себя.

Если бы запрет на экспорт нефти был снят, когда цены на нефть достигали $100 за баррель, и американская нефть продавалась на $12 дешевле, чем Brent, то это позволило бы США заявить о своем успехе на рынке.

На сегодняшний день американская нефть лишь немного дешевле, чем Brent, поэтому она не так привлекательна. По крайней мере, не настолько, чтобы Европа захотела купить ее и платить за поставку через Атлантический океан.

Европу и Азию наводнила нефть из России и Ближнего Востока. Однако две первые партии американской нефти после снятия запрета на экспорт были направлены в Европу — одна партия в Германию, а другая — во Францию. Эта нефть будет перерабатываться на НПЗ в Швейцарии.

В Азии китайская государственная компания Sinopec— вторая крупнейшая в мире нефтеперерабатывающая компания — закупила партию американской нефти, согласно источнику, на который ссылается Reuters.

Однако это не было бешеной нефтяной гонкой. Согласно Администрации по энергетической информации США, в течение недели со сроком окончания 22 января США экспортировали всего лишь 400 000 баррелей нефти, что на 25% меньше, чем они экспортировали за аналогичный период 2014 года, когда запрет на экспорт не был снят.

Но это долгосрочная игра, и обращать внимание необходимо на потенциальный спрос.

На данный момент создается ощущение, что потенциальный рост спроса будет наблюдаться в странах Латинской Америки. Это ближе к США, проще с точки зрения логистики.