На фоне провала попытки переворота в Турции произошла эскалация турецко-американских отношений.

На фоне провала попытки переворота в Турции произошла эскалация турецко-американских отношений. Госсекретарь США Джон Керри намекнул, что под ударом может оказаться даже членство Турции в НАТО, поскольку в преследовании оппонентов президент Эрдоган, мол, заходит слишком далеко в нарушении демократических норм. Барак Обама в телефонном разговоре во вторник призвал турецкого коллегу соблюдать демократические права и свободы. Удалось ли при этом президенту США хотя бы отчасти развеять подозрения турецкого коллеги в том, что Америка, если не руководила мятежниками, то была в курсе их намерений, утаив это от Анкары? Связи американских и турецких военных всегда были сильны, так что, могли ли первые не знать, что замышляют вторые?

В свою очередь, Анкара потребовала от США экстрадиции проживающего в Пенсильвании видного исламского деятеля, лидера движения Хизмет, основавшего тысячи школ по всему миру Фетуллаха Гюлена. Премьер Турции Бинали Йылдырым говорит, что от этого зависит дальнейшая дружба Турции и Америки. Якобы это Гюлен вдохновлял мятежников, как ранее, в 2013 году организовал в турецких СМИ кампанию критики коррупции руководства страны, включая семью Эрдогана. Эту кампанию тогда окрестили "попыткой юридического переворота". Кстати, то, что теперь репрессии властей направлены также и против части СМИ, интеллектуалов и учителей, объясняется намерением очистить гуманитарную сферу от идей Гюлена. Если Эрдоган и подтвердит подозрения Запада в намерении продолжить "ползучую исламизацию страны", то сделает это по своей версии, а не Гюлена. Тот, ранее сам сторонник Эрдогана, а сейчас его ярый критик, не имеет гражданства США, хотя его турецкий паспорт аннулирован. Анкара давно добивается его экстрадиции, но лишь теперь представила официальный запрос, на который США придется дать формальный ответ. Вряд ли они выдадут Гюлена. Тогда, чем им придется расплатиться с Анкарой в обмен на отказ?

По обвинению в причастности к мятежу арестовано руководство базы ВВС Инжирлик, где базируются самолеты США, наносящие удары по запрещенному ИГИЛ в Сирии и Ираке. На авиабазе, откуда еще раньше из-за напряженности турецко-американских отношений эвакуировали семьи военнослужащих, отключили даже электричество. Координация действий Анкары и Вашингтона в действия против ИГИЛ поставлена под угрозу. На базе также размещены две дюжины американских ядерных авиабомб типа Б61. Вокруг авиабазы, как показывают свежие спутниковые снимки, в последнее время был значительно укреплен периметр безопасности. Однако Пентагон задается вопросом, целесообразно ли держать там ядерные боезаряды и не подыскать ли альтернативное место для американских самолетов?

Что касается увязывания проблемы прав человека с членством Турции в НАТО, то мне кажется, альянс сделает все, чтобы удержать Турцию. Начиная с 1952 года, когда страна вступила в альянс, она никогда и не была эталоном европейской демократии, хотя еще в 1950 году там прошли первые в истории выборы. США начали массированную поддержку Турции после Второй мировой войны, прежде всего, чтобы не допустить ее попадания в зону советского влияния. Когда один американский дипломат в 1948 году спросил главу турецкой службы безопасности Фуата Эрдема, опасается ли Анкара, что американская помощь прекратится из-за несоблюдения норм демократии, тот рассмеялся в ответ и сказал: "Если помощь поступает, значит, США по-прежнему считают Турцию демократией".

После одного из трех военных переворотов, произошедших после войны, военные вообще повесили премьера Аднана Мендереса. Это вызвало выражение обеспокоенности в НАТО, но не исключение ценного союзника. Вряд ли до этого дойдет и теперь. Хотя авторитарный Эрдоган не очень любим в европейских кругах, а его отношения с Обамой испорчены из-за разногласий по поводу поддержки Америкой курдов в Ираке и Сирии, и вообще недовольства Вашингтона попытками Анкары играть свою игру в регионе.

Турецкая армия численностью 620 тысяч – вторая по силе в НАТО. Еще 250 тысяч состоят в полицейских силах. В конце 40-х соперничество США и СССР из-за того, в чью зону влияния войдут Турция и Греция, стало одним из поводов для начала холодной войны. Размещение американских ядерных ракет в Турции спровоцировало "Карибский кризис" в 1962-м. Турция слишком важна для Америки.

Другое дело, что не все тут от Америки зависит. Эрдоган — политик амбициозный. Он пользуется значительной поддержкой в обществе и терять ее, идя на унизительные уступки ЕС и Америке не захочет, и пусть там по-прежнему считают, что он ведет мягкую исламизацию страны. К тому же без стабильной Турции невозможна победа над ИГИЛ, а Эрдоган показывает пока, что способен контролировать ситуацию в стране. Американцы вряд ли также пойдут теперь на усиление поддержки сирийских курдов в борьбе против ИГИЛ, чтобы не злить Эрдогана лишний раз.

Испытания ждут и отношения Анкары с Евросоюзом. В ЕС говорят, что речи о предоставлении туркам безвизового режима уже не идет. Из-за нарушений прав человека и намерения восстановить смертную казнь, что является для Европы неприемлемым для какого-либо сближения с той или иной страной. Однако переговоры по этому вопросу зашли в тупик еще до попытки переворота. Во многом из-за недовольства внутри самого ЕС потоком мигрантов с Востока. Что касается перспектив членства Турции в Евросоюзе, то они всегда выглядели призрачно. И теперь никому не надо будет делать натужный вид, что переговоры на эту тему имели перспективу закончиться результативно. Западу придется иметь дело с той Турцией, которая есть, а не той, которую он себе придумал.