В Германии определили, где кончается политическая сатира и начинается личное оскорбление: суд Гамбурга вынес вердикт по скандальному делу о поэме немецкого комика, которая обидела турецкого президента. Большую часть стихотворения признали неприемлемой.
"Президент Эрдоган — трусливый, заторможенный дурак, он бьет девочек и носит резиновую маску", — теперь эту строчку из стихотворения телекомика Беммерманна можно цитировать, не опасаясь проблем с законом. Суд Гамбурга вымарал некоторые пассажи из этого произведения, запретил его дальнейшую публикацию целиком, но фрагментарно — можно.
"Что касается дебатов вокруг текущей ситуации в Турции, и того, как истец — господин Эрдоган — обходится со свободой слова в Турции, суд дал ясно понять, что истец должен принять тот факт, что в данном случае будет невозможно избежать жесткой критики", — констатирует представитель суда города Гамбург Кай Вантцен.
Адвокат Эрдогана собирается теперь перенести слушания в Конституционный суд, несмотря на то, что чем больше затягивается эта шутка, тем меньше она похожа на шутку, по крайней мере, в части заторможенности Эрдогана, тем разнообразнее трибуны, с которых ее начинают цитировать: на днях добралось и до Бундестага.
"Тупой, трусливый, заторможенный — это президент Эрдоган", — говорит Детлеф Зайф, депутат Бундестага. В зале — недовольный гул. Депутат от партии Меркель Детлеф Зайф бросился грудью на амбразуру, прикрывая своего партийного босса от шквала критики за то, что испугавшись обиды Эрдогана, отдала Беммерманна под суд. Когда это случилось, только ленивый не заметил, что, мол, не канцлерское это дело — литературная критика. А тут депутата Зайфа публично осудили — и социал-демократы, и зеленые. То есть где-то Меркель была права, и надо будет, она об этом напомнит.
Маленькая провокация (само собой, в отсутствие канцлера, чей рейтинг серьезно пострадал от сотрудничества с Эрдоганом, но которого она по-прежнему не хочет злить, тем более что он сейчас и так на взводе): соглашение Турции с Меркель и Евросоюзом по мигрантам, которое предполагает двустороннюю отмену визового режима, вот-вот пойдет прахом из-за нежелания Эрдогана пересматривать антитеррористические законы, цитируя Беммерманна, Эрдоган собирается и дальше "пинать курдов и оппозицию".
"Они выдвинули нам 72 условия, в том числе по законам о противодействии терроризму. Разве так ведутся дела? – возмущается президент Турции. — Можете указать нам на что-то подобное в законодательстве ЕС? Неужели есть такое требование как условие к облегчению визового режима? В ближайшее время мы или улучшим наши отношения с ЕС и завершим переговоры о членстве в Евросоюзе. Или мы выберем новый путь".
Увязка либерализации визовой политики с политикой Турции в отношении курдов в итоге стоила турецкому переговорщику Давутоглу премьерского кресла. Видимо, изначально ЕС и Турция надеялись на то, что уступит другой. И, скорее всего, уступила бы как раз Европа, если бы Эрдоган не повел откровенно вызывающую атаку на политических противников и оппозиционные СМИ, не начал бы депортировать из Турции европейских журналистов, демонстрируя власть делать все, что угодно, и с кем угодно. Тут и нашла турецкая коса на европейский камень.
"Если господин Эрдоган решит отказать гражданам Турции в праве свободного въезда в Европу, он должен объяснить это турецкому народу, — убежден глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. — Это не будут мои проблемы. Это будут его проблемы".
Теперь представить это соглашение (или, как его все чаще называют, сделку) как что-то обоюдовыгодное невозможно. Либо для Турции, либо для ЕС оно предполагает полную капитуляцию с тяжелейшей контрибуцией. Европейские СМИ своим политикам точно пощады не дадут. Да и Беммерманн вернулся в эфир. "Я больше не буду шутить о Гитлере, потому что меня потом обвинят в нарушении покоя усопших, говорит он. — Если у него хороший адвокат, то Гитлер может пойти в суд. Я на такой риск не готов".
Параллель Беммерманна, конечно, и так понятна, но эффект будет выразительнее, если ее визуализировать, как это сделали активисты из группы Pixel Helper: на фасад турецкого посольства они спроецировали две фотографии.
"В случае с Эрдоганом можно говорить о том, что его режим уже сейчас имеет сходство с фашистскими диктатурами, хотя его страна пока еще остается демократией, — рассуждает активист Pixel Helper Энно Лэнце. — Если все будет продолжаться в том же духе с его законами о защите чести президента, роспусками парламента, то мы станем свидетелями становления диктатуры, о чем мы считаем необходимым предупредить. Стоп-кран необходимо дернуть раньше".
Подбрить широкий ус Эрдогана до размеров усиков-зубочистки, и политический портрет турецкого президента готов. При этом надо признать, что Евросоюз поставил себя в зависимость от человека, который и внешне поразительно похож на бесноватого фюрера. Защитник Беммерманна тоже недоволен решением суда и собирается добиваться полной реабилитации его сатиры на президента Турции, хотя и в нынешнем виде вердикт оставляет немецким сатирикам богатый запас существительных и прилагательных, которые могут быть использованы в адрес, в общем, любого политика, если тот даст повод. Господин Эрдоган это еще, наверняка, сделает.

























































































