Тема:

Гибель детей в Карелии 1 год назад

Трагедия в Карелии: страшный урок

Вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что детскому лагерю "Парк-отель "Сямозеро" было запрещено проводить походы, но детей туда отправляли регулярно. Ранее к лагерю были претензии, тем не менее, конкурсы на размещение детей он выигрывал год за годом.

Вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что детскому лагерю "Парк-отель "Сямозеро" было запрещено проводить походы, но детей туда отправляли регулярно. Ранее к лагерю были претензии и у прокуратуры, и у экологов, и у службы судебных приставов. Тем не менее, конкурсы на размещение детей он выигрывал год за годом.

Если ребенок звонит с чужого телефона и рассказывает о том, как в столовой его друзья продают друг другу еду, а вожатый повел их в поход пьяным, то это про "Сямозеро", лагерь-парк, путевка в который стоит около 30 тысяч рублей за три недели. При этом тендер на организацию детского отдыха лагерь выиграл совершенно официально. Член координационного Совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич поясняет: "На этих конкурсах главный критерий – цена. В данном случае карельская фирма заплатила 1500 рублей за ребенка в день. А вот какие программы предлагаются, насколько там безопасно, то этот вопрос вообще не стоит".

Сумма нешуточная — 45 миллионов 300 тысяч рублей. На них по линии соцзащиты закупили полторы тысячи путевок для детей-сирот и детей из малоимущих семей Москвы. Лагерь "Сямозеро" у столичного департамента по труду и соцзащите явно в чести: в прошлом году с ним были заключены три контракта на 43 миллиона рублей. Оказывается, для успешного бизнеса не так уж и важно, что на самом деле происходит в лагере. Главное, чтобы бумаги были в порядке. Адвокат Сурен Аванесян подчеркивает: "Количество тендеров настолько огромно, что возможности физически проверить соответствие нормам ограничены. То есть, для того, чтобы принять участие в торгах, достаточно предоставить документы".

Парк-отель "Сямозеро" принадлежит туристической компании "Карелияопен". Генеральный директор — Елена Решетова, живет в элитном доме на северо-востоке Москвы. Сейчас с ней работают следователи, телефон, разумеется, отключен, а ее сотрудники говорят, что они просто посредники между лагерем и теми, кто заключает контракт, то есть, родителями. Бухгалтер ООО "Карелияопен" Марина Жулинская говорит: "Контракт заключается с фирмой "Парк-отель "Сямозеро", непосредственно с этой фирмой. А мы — агенты, покупаем путевки у "Сямозера" и продаем жителям Карелии".

Учитывая, что Решетовой, помимо "Карелияопен", принадлежат ООО "Санаторно-оздоровительный центр "Сямозеро" и ООО "Парк-отель "Сямозеро", получается, что фирма-посредник покупает путевки у компании, которой владеет ее же директор. В итоге — замкнутый круг, прибыль без конкурентов. Но это частный случай. Проблема всего внутреннего туризма России в том, что участники рынка набирают столько заказов, сколько не могут переварить. Фирмы, особенно, мелкие, готовы экономить на всем, лишь бы получить путевки. "Если участник торгов подтверждает наличие у него автотранспортного средства на перевозку 40 человек и документы, то вряд ли кто-то из проверяющих пойдет проверять, что это за "ГАЗель", на которую нарастили багажник, выпиливали там переборки, не выпиливали, как на "Булгарии", — поясняет адвокат Сурен Аванесян.

О теплоходе "Булгария" эксперты вспоминают не зря. Известно, что страшная трагедия на Волге произошла, в том числе, потому, что организаторы тура выпилили несущие переборки судна, чтобы на нем уместилось больше людей. Потяжелевший теплоход осел, вода хлынула в иллюминаторы. На Сямозере дети утонули потому, что их лодки вывели на открытую воду в шторм. Кто принял решение, покажет следствие, но очевидно, что так называемых "инструкторов" оно не смутило.

Член Общественной палаты РФ Елена Сутормина уверена: "В регионах, где проходят экстремальные тропы, маршруты, на наш взгляд, уже сейчас целесообразно создавать оперативные штабы, куда входили бы представители губернаторов регионов, МЧС, чтобы те гиды-проводники, которые этим занимаются, проходили определенный экзамен, инструктаж, чтобы не было, как в этот раз — подростки 17-ти лет, и погибло столько людей".

Другой вопрос, что для того, чтобы в стране появились туристические инструкторы-профессионалы, нужны, ни много ни мало, изменения в системе образования. "Таких специалистов у нас не готовит ни один вуз, потому что юридически такой профессии не существует. И берут на работу чёрте кого", — возмущается член Координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич.

А пока российские летние лагеря ждут проверки. Оттуда, где не хватает квалифицированных сотрудников или есь проблемы с безопасностью, детей будут вывозить. И это первые выводы из страшного карельского урока.