Скупка оружия: СБУ поймала француза, а обвинила Москву

Проблема перенасыщенности оружием в Европе сейчас актуальна, прежде всего, для Украины. По этому показателю она обещает скоро превзойти такую страну, как Йемен, который до сих пор считался чемпионом мира по числу автоматов Калашникова на душу населения.

Автор: Дмитрий Киселёв

Проблема перенасыщенности оружием в Европе сейчас актуальна, прежде всего, для Украины. По этому показателю она обещает скоро превзойти такую страну, как Йемен, который до сих пор считался чемпионом мира по числу автоматов Калашникова на душу населения. Причина общая — гражданская война, которая всегда оружие в себя всасывает, а потом делает его оборот бесконтрольным.

Свежий случай — арест на украино-польской границе некоего француза с целым арсеналом. Как потом выяснилось, контрабандист — техник по искусственному осеменению скота на ферме во французской глубинке. На Запад среди прочего вез гранатометы. Правда, не очень понятно, кого на этот раз он хотел осчастливить своим фаллическим грузом, тем более в дни Чемпионата Европы по футболу.

Тем временем главы МВД Евросоюза обсуждали возможность отмены виз для граждан Украины, Грузии, Турции и Косово. Решили визы пока не отменять. Формальный повод — недостаток документов по механизму срочной отмены безвизового режима на случай неконтролируемой волны мигрантов. Вообще тема есть, ведь суммарное население группы стран, которым обещан безвизовый режим, — почти полтораста миллионов, да еще и границы всех этих государств контролируются слабо.

Автор: Александр Балицкий

Эту операцию украинских силовиков — с задержанием француза Грегуара Муто, пытавшегося вывезти из Украины пять автоматов Калашникова, два гранатомета, пять тысяч патронов и 125 килограммов тротила, — можно было бы назвать образцово-показательной, если бы не одно "но", — уж очень вовремя под руку СБУ подвернулся зоотехник из французской глубинки, который якобы готовил у себя на родине целую серию терактов — не меньше 15. И все — во время чемпионата Европы по футболу. Шефу украинской СБУ пану Грицаку и здесь померещилась рука Москвы.

Киев, очевидно, рассчитывал: операция-сенсация непременно положит конец рассуждениям о неэффективности украинских спецслужб и тем более покажет, как Украина стоит на страже европейской безопасности, тем более когда все увещевания о скорой отмене для украинцев виз остаются мантрами, а консульство той же Франции пачками заворачивало анкеты украинских болельщиков, не пуская на футбольный чемпионат. Но в истории с фермерским арсеналом даже французская пресса усомнилась в правдоподобности.

"Не зная языка, Грегуар Муто спокойно разгуливал в военных зонах Украины, скупая "калаши", взрывчатку, патроны. Продавцы, конечно, из СБУ. А в итоге его задерживают под прицелами камер на самом коррумпированном таможенном посту в Европе, где вся контрабанда проходит, как вода сквозь сито", — пишут французские СМИ.

СБУ объявила об успешной операции против Муто сразу после того, как ООН осудила СБУ за содержание тайных тюрем и пытки заключенных. Какова бы ни была истина в деле Муто, Украина уже превратилась в кипучий оружейный базар. Прямо на заднем дворе Европы практически любой человек может совершать покупки, были бы деньги.

За два года Украина стала мировым лидером по нелегальному обороту оружия. О масштабах можно судить даже по местным телеэфирам.

"Такая страшная масса оружия, которая есть на сегодняшний день на Украине, несет в себе угрозу. У нас в трех областях, я имею в виду Волынскую, Ровенскую, Житомирскую, — страшные конфликты вокруг добычи незаконно янтаря, там оружия навалом. А откуда это оружие? Оно родом из 2014 года", — заявил Сергей Шабовта, президент Украинской ассоциации профессионалов безопасности.

Срывая погоны с сотрудников милиции, оголтелая толпа вместе с формой отбирала у правоохранителей и табельное оружие. Вслед за отделами милиции радикалы принялись за разграбление воинских частей. Больше десяти тысяч единиц оружия, включая переносные зенитно-ракетные комплексы "Игла", разошлись по многочисленным ультраправым группировкам, после чего вернуть национал-радикалов под контроль новая киевская власть уже не могла.

И ведь это было только начало, отмашку которому дал сам Майдан. Это сейчас в Киеве вряд ли вспомнят, как тимошенковский распорядитель Пашинский, переметнувшийся потом к Яценюку с Аваковым, вывозил с Крещатика снайперскую винтовку или как нынешний спикер Рады Парубий такие же винтовки в руках "Правого сектора" (запрещена в РФ) прикрывал у гостиницы "Днепр". Но весной 2014-го Киев объявит юго-восток зоной так называемой АТО и в срочном порядке перебросит туда подразделения армии, нацгвардии и националистические батальоны, а с ними и сотни тысяч стволов, и тонны боеприпасов.

Мародерство, отсутствие дисциплины, должного снабжения и контроля. Купить автомат, не выходя из дома. В Сети — десятки предложений. Оружие из Киева и Донецка. Доставка — курьером. Через закладки, то есть тайники. Цена — 6 тысяч гривен — это 240 долларов.

"В зоне АТО можно у пьяницы выменять оружие за 2-3 бутылки водки", — сказал Георгий Тука, бывший председатель Луганской областной военно-гражданской администрации.

О том, как из зоны боевых действий оружие попадает на черный рынок, могла бы рассказать и Надежда Савченко. Боевиков "Айдара", где она служила наводчицей, не раз брали с поличным. Но у Савченко теперь другая миссия и раздвоение личности. В иностранных газетах требует продолжить давление на Россию и запугивает Третьей мировой. Украинцев неожиданно призывает амнистировать ополченцев Донбасса и начать прямой диалог с руководителями самопровозглашенных республик, конкретно — с главой ЛНР Плотницким.

Босоногую Надию Порошенко вызывает на ковер, где дает понять: на прямые переговоры с Донбассом, которых от Украины недвусмысленно требуют минские договоренности, Киев идти не собирается.

"Украина вошла в "десятку" самых опасных для жизни государств. Рост преступлений, связанных с насилием, с применением оружия, за последний год составляет где-то 70%", — отметил Сергей Шабовта.

По приблизительным подсчетам, на руках у населения — от 4,5 до 5 миллионов единиц нелегального оружия. И если раньше проблема была внутренней, то теперь — признают европейцы — это она их тоже. И это тот самый повод притормозить открытие украинцам границ.