
Буквально в считанные дни были проданы бумаги компании АЛРОСА: 11% по 65 рублей за акцию. Какими стали первые итоги вторичного размещения части госпакета крупнейшего в мире производителя алмазов в каратах расскажет Алексей Бобровский.
До сегодняшнего дня АЛРОСА была на 44 процента во владении государства, на четверть - в собственности у Республики Саха, на 8% процентов принадлежала районам Якутии и еще около четверти - 23% находилось в свободном обращении - так называемый Free float. Можно сказать, что теперь на акции будет хороший спрос - после SPO вес акций в фондовых индексах вырастет, а значит, после приватизации на них появятся покупатели и со стороны индексных фондов.
Еще о плюсах. Кому достался этот пакет? РФПИ с партнерами выступил покупателями - поучаствовали ряд ведущих международных инвесторов из различных регионов мира, включая фонды из стран Ближнего Востока и Азии. Есть европейские и американские покупатели, на последних правда пришлось чуть более 5% от размещаемого объема.
Это мало, но на американцев не сильно и засчитывали, о чем и сказал первый вице-премьер Шувалов. На долю отечественных НПФ пришлось слишком мало - 20% от того объема, который размещался. Жаль, пенсионные деньги в такой хорошей бумаге были стратегически не лишними.
За почти 11 % АЛРОСЫ государство рассчитывало получить свыше 60 млрд рублей, во всяком случае об этом говорил министр экономики. Получилось более чем скромно - 52,5 млрд рублей. После того как стало понятно, что бумага пойдет по нижней ценовой границе, а именно 65 рублей за акцию, рассчитать выгоду для бюджета было делом не очень сложным. С другой стороны в Минфине, в отличие от Минэка примерно на эту сумму и ориентировались.
Много это или мало - 50 млрд рублей для бюджета? За прошлый год компания на дивиденды направит около 15,5 млрд рублей, учитывая состав собственников, в федеральный, республиканский и региональный бюджеты могло бы попасть 11 млрд рублей, т.е. за один год от приватизации государство получило сумму, которую могло бы на дивидендах получить примерно за 5 лет.
Тем не менее продажа АЛРОСА по доходам уже превзошла все приватизационные сделки за последние два года: в 2014 году госимущество через приватизацию ушло на 29 млрд рублей, в 2015 году — всего на 7,5 млрд рублей. Да, конечно, особняком тут стоит год 2013, когда приватизировали 5,66% акций "Роснефти" по тому курсу это стоило около 150 млрд рублей, а всего за тот год государству удалось заработать на приватизации около 293 млрд рублей.
Но тогда не стоял так остро вопрос о консолидации бюджета. Сегодня с подачи Минфина он стоит острее. А потому находить баланс между неспешным ожиданием удачной конъюнктуры рынка и необходимостью пополнять бюджет финансово-экономическому блоку правительства становится все сложнее.
Последнее время аукционы проводятся в ускоренном режиме, так как рынок очень странный, если не сказать плохой. Приватизировать большое количество плохо управляемой собственности, особенно в регионах, государство должно, я бы даже сказал обязано. Это касается всяких коневодческих хозяйств, свиноферм, пансионатов и т.д. - они в большом количестве все еще висят на бюджетном финансировании. Но, вот нужно ли торопится так с крупными пакетами больших компаний - вопрос по-прежнему открытый.
Глава "Роснефти" в конце июня заявил, что его компания недооценена: ее "фундаментальная" стоимость вдвое выше, чем нынешняя рыночная оценка: $120-130 млрд против примерно $56 млрд сейчас. В пятницу после обвала нефти ее капитализация опустилась до $53,5 млрд.
То есть 19,5% акций госкомпании на момент окончания пятничных торгов стоили около 670 млрд руб. - мало. Надо ждать. И это касается не только Роснефти.



















































































