Попытка госпереворота в Турции не могла пройти бесследно для экономики страны. По словам экспертов, устойчивость финансовой системы теперь находится под вопросом. Какими могут оказаться последствия, и что будут предпринимать турецкие власти?

Мятеж не может кончиться удачей — в противном случае его зовут иначе. А ведь были и те, кто уже называл все случившееся в ночь с пятницы на субботу революцией, некоторые заокеанские аналитики, даже сделали вывод, что переворот состоялся. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Алексей Бобровский.

Действительно, любопытно было смотреть, как захваченные телестанции и другие СМИ начинали передавать заявления мятежников, мол, новые власти обещают остается верными, взятым предыдущими властями, обязательствам. Казалось бы телеграф и телефон захвачен, полдела сделано, но Эрдоган оказался вне досягаемости турецких гкчпистов, и за ночь все успело перевернуться на 180 градусов. Заокеанские аналитики даже с некоторой досадой констатировали, что поторопились∎ Но если это даже не серьезная попытка переворота, а своего рода "предупреждение", просто руками местных сил, расклад сил в регионе по целому ряду направлений сильно поменяется.

Сильно удивлюсь, если общее количество убитых при ликвидации мятежа, виновных, арестованных, так или иначе вовлеченных, будет меньше 10-15 тысяч, иначе, еще раз, что это за переворот тогда такой?! Местные традиции и обычаи позволяют прогнозировать и как жесткую зачистку Эрдоганом политического поля с узурпированном власти, а это всегда ведет и к переделу сфер интересов и в политике, и главное в бизнесе.

Почему интересно об этом говорить именно в экономическом контексте? Помним, как бизнес лобби турецкое выкручивало Эрдогану руки, в турецко-российской истории. И добилось своего, вернее нашего - извинений Турции. Это мощная сила, нужно следить за тем, что она будет делать, и что с ней будет делать Эрдоган. Одной из причин большинства переворотов в истории Турции всегда был плохой бизнес-климат и высокая коррупция, бизнесу было душно - армия, снимавшая турецкую верхушку почти никогда не захватывала власть, как, например, эти принято в Южной Америке, а, вот, переворот почти всегда приводил к улучшению ситуации в экономике.

Говоря об экономической выгоде, не забудем, что она есть для Турции даже в сирийском конфликте как таковом: о том, как зарабатывала Анкара на транзите ИГИЛовской нефти написано и сказано уже много. Крайне любопытно теперь последить и за тем, как будет развиваться ситуация с курдским транзитом: война войной, как говорится, а зарабатывать на этом и дальше Анкара очень хочет. Тут нужно будет искать компромис.

Сейчас большое количество богатых родственников арестованных, оппозиция и их родные, рванет сейчас из страны?! Вообще, недвижимость во многих странах в Европе теперь имеет хорошие шансы на то чтобы подорожать.

Основные угрозы для Турции, для тех, кто любит теории заговора, сегодня лежат именно в плоскости финансовых рынков. Все думают что самое страшное это танки, БТРы и опасность переворота, а в современном мире это не так! Менять режимы можно по-разному. Речь даже не о турецкой лире, она вне зависимости от позавчерашних событий будет и 6 и 7 к доллару. Любопытно посмотреть за турецкими облигациями - местный долговой рынок очень немальнький для такой страны, и сильно в долларах и евро, оттоки средств и рост доходностей можно организовывать на раз!

Допустят ли, так сказать, темные силы, чтобы Турция не стала газовым хабом? А мы теперь, думаю, будем прикладывать силы для этого - для того чтобы стала. Это еще одна интрига! Скорее всего не допустят - посмотрим за динамикой роста транзита газ из Катара и переговорами с Ираном. Юг Европы в газовом противостоянии ни России, ни тем более Турции отдавать на западе никто не будет.

Сегодня Турция это сильная экономика, динамично развивающаяся, достаточно быстро приспосабливающаяся под меняющиеся обстоятельства. Гораздо быстрее чем мы, кстати, Турция это 80 млн человек, это страна претендующая на лидерство и экономическое, и политическое в важном, узловом и крайне нестабильном регионе. Регионе богатом нефтью, газом. А главное именно Стамбул рассматривается китайцами, как один из конечных пунктов, перед доставкой грузов в Европу, в рамках амбициозного проекта Нового шелкового пути.

Вопрос не в том, хорош или плох Эрдоган, не в том, друг он нам, а мы знаем, что нет, или враг, что тоже заключить однозначно было бы неправильным. А в том, станем ли свидетелями очередного опрокидывания государства, ну или режима, который по разным причинам оказался кому-то неугоден. При всем при том, что внутри страны в политических кругах накопилось, и правда, гигантское количество противоречий. Нельзя просто так взять и поменять режим в стране, которая является краеугольным камнем новой политики США в черноморском регионе и на Ближнем Востоке в целом.