О предвыборной гонке в США, перспективах на победу кандидатов, возможных изменениях в экономике и внешнеторговой политике рассказал в интервью Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики.

Взаимные упреки кандидатов на пост президента США подходят к завершению. О том, каков реальный расклад за день до выборов и что думают финансисты в эксклюзивном интервью рассказал профессор кафедры фондового рынка НИУ ВШЭ Александр Абрамов.

Как вы оцениваете, есть ли в рынках какой-то сигнал, какая-то информация о том, кто, вероятнее, придет к власти в США?

- Сигнал, безусловно, есть. Другое дело, что как оценивать исследовательские параметры, говорить о силе сигнала можно весьма условно. Но мы видели, что в последнюю неделю были опубликованы разные исследования, которые анализировали каждое новое событие на разных индикаторах. Мне кажется, что самым примечательным явлением этой избирательной гонки было то, что мы сформировали хороший пакет индикаторов, который позволяет следить за позицией кандидатов и как на нее реагируют инвесторы.

- Какие пакеты индикаторов вы имеете ввиду?

- Это на самом деле это основные индикаторы, что помимо традиционного американского фондового индекса это, конечно, доходность долгосрочных американских облигаций. Если она растет, то, соответственно, это свидетельствует о некотором оптимизме инвесторов. Это индекс акций фармацевтических компаний, свидетельствующий о судьбе программы ObamaCare, это индекс песо, как индикатор внешней политики, это цена на золото и как я уже сказал долгосрочные облигации.

- Действительно внушительный и длинный список. Как только голоса в пользу Доналда Трампа начинают расти, курс мексиканского песо начинает снижаться. Про фармацевтические компании тоже очень любопытное замечание. Но индекс фармацевтических компаний и курс мексиканского песо в итоге особенно так не изменился по итогам прошедших недель, поэтому эти показатели особой надежды Дональду Трампу не дают.

- Не совсем с вами согласен.

- Значения этих показателей шатало, были дни сильного падения, все верно.

- Конечно инвесторы находятся в возбужденном состоянии. Потому что если Трамп придет к власти, то, конечно, песо ждет, не девальвация, но значительное ослабление. В предыдущие несколько дней, после объявлений ФБР немножко снизило градус претензий к Клинтон, мы видим, что песо пошел вверх.

- Давайте сценарно рассмотрим вопрос. Что произойдет после выборов, если побеждает Клинтон?

- Если побеждает Клинтон, это хорошо для рынка акций, потому что у инвесторов будет некая уверенность в том, что преемственность будет сохранена. Это хорошо для рынка, возможно для госдолга, потому что тогда инвесторы будут знать, что, в общем ситуация стабильна и не нужно будет устраивать распродаж облигаций. Такая ситуация благоприятна для стабильности курса других валют и для стабильности европейской экономики. Например, сегодняшний индекс 600 компаний европейского рынка, он на самом деле был самым оптимистичным в отношении сообщения о претензиях ФБР к Клинтон.

- В отношении к Клинтон? - Да.

- Если побеждает Дональд Трамп как изменится курс доллара? Некоторые эксперты говорят о том, что американская валюта сильно ослабнет, если победит Дональд Трамп. Какие могут произойти изменения в налоговой сфере, произойдет колосальное возвращение капитала, что еще? - Если побеждает Дональд Трамп, я думаю, основными бенефициарами будут два – это развивающиеся рынки, потому что Трамп сторонник такой мягкой монетарной политики, и вся свободная денежная наличность пойдет не в американскую экономику, а, как мы знаем, в развивающиеся рынки. И это отчасти рынок облигаций, потому что капиталы с рынка акций переместятся на рынок облигаций, и все будут пережидать возникшую турбулентность. - Таким образом, фондовый рынок окажется под давлением в данной ситуации?

- Ну, почему? Сейчас многие инвесторы счастливо себя чувствуют на рынке облигаций. Сейчас, в общем-то, облигации Царь на самом деле.

- Нет-нет, я именно про акции. Если Дональд Трамп побеждает, то американские акции могут, наоборот, немножко распрямиться.

- Они будут ждать сигнала, безусловно. Поэтому мне кажется, что инвесторы будут нервничать на этом сегменте.

- Вы упомянули валюты развивающихся стран в контексте возможной победы Дональда Трампа. Какую роль играет геополитика, не только монетарная политика, а ее более геополитические аспекты?

- Я не думаю, что большинство рассматривает сценария победы Трампа. У всех крупных развивающихся стран уже разложен пасьянс. Потому что игрок на той стороне непредсказуемый, все понимают. Но я думаю, что это будет выгодно для развивающихся рынков, потому что Трамп будет таким неуклюжим слоненком в посудной лавке на первых порах, пока он не получит хороших оплеух на внешнем фронте. Поэтому, любыеошибки руководства США во внешней политике – это хороший шанс для развивающихся стран с точки зрения и рынков, и геополитики.

- Как могут измениться двусторонние отношения между США – Китай, США – Россия, США - Бразилия в меньшей степени, будет ли какая-то премия? Можно ли говорить о том, что при смене лидера будут надежды на какую-то оттепель в отношениях?

- Я не думаю. Конечно, будет очень интересная и захватывающая тема с Китаем. Пока риторика Трампа в отношении Китая никого не успокаивает. Безусловно, это Мексика. Я думаю, что под раздачу попадут и некоторые режимы Юго-Восточной Азии, тем более, мы знаем, что там существуют легкие на язык президенты. Что касается Восточной Европы, видимо, там тоже легко не будет, потому что снизится уровень поддержки как политической и экономической этих стран. Ближний Восток, мне кажется будет тоже лихорадить, население этого региона будет демонстрировать мускулы. Мне кажется, что для гибких стран наступит хорошее время. Отчасти это будет Россия, потому что все-таки Россия обладает определенной гибкостью и быстрой мобильностью в политике, она сможет быстро приспособиться к новому порядку. Возможно, Бразилия, возможно, Аргентина.

- Тем не менее, мы не можем говорить обо всех развивающихся рынках, как о монолитной группе, нужно будет рассматривать каждый отдельный случай, каждую конкретную страну и уже анализировать?

- Безусловно.

- Как вы оцениваете итоги 8-ми летнего президентства Барака Обамы? Какое наследие оставляет Барак Обама следующему президенту?

- Барак Обама пришел в 2009 году, если я не ошибаюсь. Практически на излете финансового кризиса. Мне кажется, что все-таки его достижением является то, что американская экономика не совершала резких движений ни в ту, ни в другую сторону. Мы видим как центр мировой силы США развивается наиболее динамично, хотя этот рост не сравнишь с предкризисным. Безусловно, мне кажется, что очень важная тема, которая во всем мире всех волнует - это неравенство доходов. И все-таки Обама, мне кажется, совершил мужественный поступок программой ObamaCare. Не знаю деталей ее судьбы, но это находится в общем тренде того, что весь мир говорит, что неравенство все-таки плохо отражается на экономике. Безусловно, Обама дал хороший шанс Трампу для его предвыборной платформы. Главное звено экономической платформы Трампа – это уровень жизни среднего американца в глубинке, где происходит ужесточение рабочих мест, снижение доходов в определенной степени. Хотя уровень безработицы в США является достаточно низким сегодня.

- Если рассмотреть механизм программы ObamaCare то стоимость страховки в некоторых штатах удвоилась. Как устроена вся эта система, ведь для рядового американца вопрос медицинской страховки самый болезненный?

- Это единственный сектор экономики, где экономики не было.

- Дональд Трамп предлагает достаточно серьезную налоговую реформу, резкое снижение налогов, корпоративный налог предлагается снизить с действующих 39% до 15%. Предполагаются изменения в торговой политике, расторжение некоторых соглашений. Можно ли говорить о том, какое влияние эти меры будут иметь на американскую экономику, и насколько уместна такая политика в нынешней общеэкономической ситуации?

- Мне кажется, что это привлекает многих людей и в США и за рубежом к позиции Трампа. Я бы мог к этому добавить, например, его предложение по снижению бюрократии. Каждая новая норма должна сочетаться отменой двух старых норм. Я бы и для российской экономики такое бы пожелал с удовольствием. У Трампа это хорошо отшлифовано и выверено. Меня настораживают резкие движения в сложные времена. Не существует решительных мер, которые в настоящее время сдвинули бы и американскую неглобальную экономику. Для этого нужны инвестиции и технологии. Для этого нужны хорошие условия для капитала. Важно создавать рабочие места, но это некое следствие от функции капитала и стабильности.

- Какие структурные изменения требуются американской экономике? Темпы роста экономики снизились в два раза, чем до кризиса. Экономическая программа Хиллари Клинтон выглядит более поверхностной. В тоже время Дональд Трапм предлагает резко поменять налоговую систему, бюджетно – фискальную политику. Хилари Клинтон настаивает на развитии зеленой энергетики, расширения торговых соглашений, оптимизации соглашения ТРР. Повышение налога для богатых выглядит политической мерой. - Безусловно, в своих оценках я думаю, что у Клинтон очень высокий потенциал продвинуться в трансатлантических торговых соглашениях. Она очень опытный дипломат. Мне кажется, что если Хиллари Клинтон придет к власти, то она использует свои лучший потенциал, а это все-таки не знание внутренней экономики, а это серьезный сдвиг в забуксовавших переговорах и с Европейским Союзом, и с азиатскими партнерами, и во многом может быть это проблема взаимоотношений с Латинской Америкой. Мне кажется, что здесь у нее есть мощный потенциал. Но с точки зрения каких-то радикальных мер, например сейчас большинство экономистов волнует темя размера американского долга. Вне зависимости от того кого выберут на выборах Клинтон или Трампа, госдолг США вырастет, потому что всем нужны деньги.

- Как вы считает, кто победит на выборах?

- Мне кажется, что Хиллари Клинтон.