Во вторую годовщину "Русской весны" Севастополь живет жизнью большого города и ищет свое место в российской системе ценностей. Репортаж обозревателя Вести.Ru Евгения Салтыкова.

Приглашение съездить в Крым в конце февраля поначалу не вызвало особенного энтузиазма – все таки еще не сезон, но желание посмотреть как живет полуостров во вторую годовщину "Русской весны" пересилило. К тому же летом в Крыму я был много раз, а ранней весной еще никогда. Первое что удивило – полный самолет. Когда я поделился своим удивлением с соседом, тот мне сказал, что летает два раза в месяц по работе и каждый раз так. Следующее приятное наблюдение – погода. Несмотря на облачность в день прилета, конец февраля в Крыму это уже настоящая весна. На полуострове в среднем +12, зеленеет трава и набухают почки на деревьях. И хоть в Москве конец зимы выдался нетрадиционно теплым, с Крымом ей не потягаться.

Мой конечный пункт в этой поездке – Севастополь. Именно жители города русских моряков предприняли первые решительные шаги два года назад, когда в результате госпереворота на Украине к власти пришли анти-российские силы, сделавшие клич отморозков из УПА, устроивших Волынскую резню, национальным приветствием. Ни крымчане, ни севастопольцы с этим не могли согласиться, в итоге были запущены процессы, которые привели к возвращению полуострова в состав России.

Два года срок для государственного строительства не большой. Процесс интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополь в российское пространство только набирает полный ход. Но идет он в этих двух новых субъектах по-разному. В основном из-за разницы в работе местных властей. Я разговаривал с совершенно разными людьми от таксистов до крупных девелоперов и все как один главной причиной торможения развития города называли конфликт существующий между законодательной и исполнительной властью. Из-за этого до сих пор в городе не сформулированы четкие правила, на которые бы ориентировались как местные ларечники, так и зарубежные инвесторы. Пока же сюда инвесторы особо не торопятся, как из-за не решенных местных нормативно-правовых вопросов, так и из-за боязни попасть под санкции.

Тем не менее, город живет. В пятницу вечером все заведения в центре города полны, из дверей ночных клубов доносится музыка, к ним таксисты постоянно привозят новых кутежников и увозят уже утомившихся. Правда, цены в ресторанах на уровне московских. Как недавно в интервью рассказал мне севастопольский предприниматель и общественный деятель Дмитрий Белик, — Цены у нас уже на уровне города федерального значения, осталось, чтобы до этого уровня выросли зарплаты. Но не хлебом единым.

Сегодня Севастополь, являясь третьим в стране городом федерального значения, нащупывает свое место и роль в России. И похоже начинает его находить. Москва – политическая и финансовая столица. Санкт-Петербург – культурная столица. Севастополь же должен стать столицей русского патриотизма. Но прежде он должен стать местом, формирующим собственный полюс мнений. Именно поэтому в последние выходные зимы в городе была учреждена международная дискуссионная площадка "Херсонесский клуб". На первое заседание высадился довольно представительный десант из 20 экспертов из России, Сирии, Италии, США и Украины.

"В мире существует серьезная турбулентность. Ялтинско-Потсдамская система, которая, кстати, тоже создавалась на земле Крыма, прекратила свое существование, а новая система фактически не создана. Поэтому нам показалось, что на земле, на которой происходили такие события, есть смысл обсудить процессы мироустройства, — рассказал член оргкомитета "Херсонесского клуба", политолог Игорь Шатров, — Нам кажется, что мы, эксперты разного уровня, специальностей и из разных государств способны предложить свои модели, свои представления политикам и гражданам. И мы намерены на земле Севастополя и дальше обсуждать эти вопросы и надеемся, что нас услышат".

Говоря о роли Севастополя в этих процессах и в России, главред "День –ТВ" Андрей Фефелов, предложил поэтическую и пафосную формулу – сделать город центром русского "милитаристского" стиля.

"Мы должны перебить, перешибить ту колоссальную, сверкающую машину, которая создается на Западе через Голливуд, через компьютерные игры, через навязанные стили и моду. Я думаю, что в Севастополе может быть создан русский милитаристский стиль. Поскольку русская военная выправка привлекательна, имеет историческую перспективу. Из этой крепости нужно транслировать на мир идею абсолютной мобилизации, дисциплины и служения. То есть то, что может уничтожить гнилые иллюзии, наркотические фантомы Голливуда", — горячо заявил он, сорвав овации присутствующих в зале экспертов.

Насколько важна для города такая дискуссионная площадка, рассказал севастопольский общественный деятель и предприниматель, вошедший в состав оргкомитета "Херсонесского клуба" Дмитрий Белик.

"После "Русской весны" всем стало окончательно понятно, что монополярному миру пришел конец и надо вырабатывать новые формы мирового взаимодействия. И важно, чтобы Севастополь, как форпост русских рубежей, стал не только "столицей патриотизма", но и важной площадкой для озвучивания компетентных мнений и выработки взвешенных рекомендаций, по дальнейшему развитию как российской, так и международной политики", — пояснил он.

Главными итогами первого заседания клуба были как организационные – на нем собственно клуб был учрежден и сформирован его оргкомитет, так и декларативные – Севастополь действительно заявил о себе не только как о городе русской доблести и славы, но и как о месте для дискуссий. И это одна из важных составляющих, способных сделать его городом не только федерального значения.