Чулпан Хаматова об "Играх победителей": ради этого стоит жить

С 2 по 4 июня фонд "Подари жизнь" проводит в Москве восьмые Всемирные детские "Игры победителей". Накануне этого события соучредитель фонда Чулпан Хаматова рассказала о победах фонда, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться волонтерам, и о том, зачем были придуманы "Игры победителей".

С 2 по 4 июня в Москве проходят Всемирные детские "Игры победителей". Самые крупные в мире соревнования для детей, перенесших онкологические заболевания, уже восьмой год подряд проводит благотворительный фонд "Подари жизнь". В этот раз отпраздновать победу над болезнью в столицу приехали более 500 детей из многих регионов России и еще 14 стран. Накануне этого грандиозного мероприятия соучредитель фонда "Подари жизнь", актриса Чулпан Хаматова в интервью сайту Вести.Ru рассказала о победах фонда, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться волонтерам, и о том, зачем были придуманы "Игры победителей".

- Уже очень много лет благотворительный фонд "Подари жизнь" является частью вашей жизни. Изменились ли за эти годы ваши отношения? Может, вы привыкли к нему или, напротив, он для вас остается постоянным источником жизненных сил?

- В самом начале, 11 лет назад, фонд обрушился на меня со всей силой своих проблем, я днями и ночами была погружена в решение всех вопросов, связанных с фондом. С годами у нас сформировалась очень профессиональная команда сотрудников, они стараются меня беречь и основную часть работы делают без моего участия. Но все равно фонд – это моя ежедневная жизнь, какие-то вопросы не могут решаться без моего участия и я, конечно, готова к этому. За эти годы фонд дал мне много всего: безусловно, огромную радость и благодарность за ощущение того, что можно менять мир, за знакомство с удивительными людьми. Но были и разочарования, сложные ситуации, когда я готова была опустить руки, все бросить и сказать: "Все, больше не могу!" Но все это было, конечно, временно. Наша команда, дети, которые выздоравливают и сами приходят в фонд помогать, дарят мне такое вдохновение и столько сил, что я забываю обо всех минутных слабостях и усталости.

- Вовлеченность в деятельность фонда не мешает вашей основной работе актрисы театра и кино? Не отвлекает от ваших детей?

- Когда фонд только начинал работать, я очень страдала от того, что ничего не успеваю, и не знала, как правильно распределить время. Я даже встречалась с психологом, пытаясь упорядочить свою жизнь. Но потом просто приняла это как данность: профессия, фонд, семья — это все моя жизнь. Перестала думать, сколько процентов времени мне нужно уделять одному, а сколько другому. И начала просто жить. Когда-то фонд занимает больше времени, когда-то театр или съемки. И все складывается само собой, а я пытаюсь получать удовольствие от каждого мгновения, не переживать из-за нехватки времени. Мои прекрасные дети понимают меня, за что я им очень благодарна, и всегда вовлечены: они со мной на гастролях или на мероприятиях фонда. Но, конечно, бывает и только наше время — время отпуска, когда мы все вместе отправляемся куда-то в путешествие, и нас никто не беспокоит.

- Кстати о детях, как они относятся к вашему активному участию в "Подари жизнь"? Вы планируете их вовлекать в волонтерство?

- Они относятся к фонду "Подари жизнь" как к данности. Это часть их жизни, потому что девочки росли вместе с фондом и другой жизни просто не знают. Арина с Асей помогали мне с самых первых концертов, когда я сидела и монтировала видеоряд про детей из больницы. А сейчас старшие дочки подбирают музыку для фондовского мероприятия "Игры победителей", эта музыка будет создавать настроение для всех участников и гостей. Они знают наших детей. В больницу им ходить нельзя, потому что это разрешено только с 18 лет, но они встречаются на каких-то мероприятиях или даже у нас дома.

- Изначально планировалось, что фонд будет помогать тяжелобольным детям. Однако сейчас у фонда множество направлений — от закупки лекарств, до психологической и паллиативной помощи. Думаю, о некоторых направлениях посторонние люди даже не догадываются. Было бы неплохо услышать от вас о них, чтобы наши читатели понимали, на что направляются их пожертвования.

- У нас сейчас больше 20 проектов помощи, но все они созданы и существуют ради одной цели: помощи тяжелобольным детям. Мы оплачиваем обучение врачей, и это тоже помощь детям. Мы отстаиваем права наших подопечных в государственных структурах, пытаясь влиять на изменения в законах. Мы развиваем раннюю диагностику в регионах. Строим пансионат для детей в Подмосковье, чтобы больше детей из регионов могли приезжать на лечение в московские клиники. Строим трансплантационные боксы в Екатеринбурге и Красноярске, чтобы дети, которым нужна трансплантация костного мозга, могли получить этот вид лечения вовремя, а не стояли в очереди в клиники Москвы или Петербурга, где просто не хватает мест. К сожалению, не все дети выздоравливают, но мы остаемся с ними до конца: помогаем сделать так, чтобы всегда было обезболивающее и все необходимое для достойного ухода. А многие дети выздоравливают, и их мы тоже не бросаем после того, как они вышли из больницы. Организуем реабилитационные программы, чтобы они могли без травм вернуться в обычную жизнь и забыть о лечении.

Наша задача вылечить не одного конкретного ребенка, а наладить систему так, чтобы помощь вовремя получали все, кто в ней нуждается. Так, например, несколько лет назад фонд привез и организовал в России технологию лечения для детей с диагнозом нейробластома. А до этого этим детям могли помочь только за рубежом, и нужно было каждый раз искать огромные суммы, чтобы отправить их на лечение.

- И все же основное направление, конечно, дети. Есть ли статистика, скольким детям и как помог фонд?

- Статистика очень примерная. Часто фонд закупает лекарства и расходные материалы на целое отделение или даже на больницу, где лечатся наши подопечные. Мы оплачиваем покупку оборудования и реактивов, благодаря которым лечение смогут получать сотни детей. Некоторые подопечные получают помощь один раз, а некоторые - постоянно. Просто невозможно точно подсчитать, скольким мы помогли. Но, по нашим примерным оценкам, за 10 лет работы фонда ту или иную помощь получили более 35 тысяч детей.

- К сожалению, лечение не всегда помогает. При столь сложнейших диагнозах, с которыми обращаются в "Подари жизнь", потери неизбежны. Трудные, тяжелые потери, которые, конечно же, не могут оставить человека равнодушным. У вас есть рецепт против выгорания? Или, может быть, секрет, как выйти без душевных потерь?

- У нас потрясающая команда волонтеров, сотрудников, попечительского совета, и мы всегда подставляем друг другу плечо. А еще я смотрю на врачей, на этих потрясающих, самоотверженных людей, которые делают все возможное и невозможное для лечения детей. И я знаю, что, к сожалению, болезнь иногда берет верх, но врачи и фонд сделали все возможное.

- Я знаю, что вы с Диной Корзун многие годы устраиваете на 1 июня — День защиты детей — большие праздники. Это благодарность жертвователям, подарок больным детям и их родителям, возможность рассказать о работе фонда новым друзьям, или вам самим нужны эти концерты по каким-то причинам?

- В самом начале, даже еще до создания фонда, у нас была прекрасная традиции проводить большие благотворительные концерты в "Современнике", потом в Доме музыки. Тогда нам нужно было не просто собирать деньги на лечение детей, нам нужно было побороть общественное непонимание, отрицание, стереотипы о том, что детский рак - это неизлечимая болезнь, и помогать этим детям бесполезно, они все равно умрут. В этих концертах участвовало огромное количество известных артистов и музыкантов, наших друзей, их показывали по федеральным каналам. И мы смогли сломать эту, как нам сначала казалось, непробиваемую стену. Сейчас уже ни у кого не вызывает вопросов, почему надо помогать детям, больным раком. Журналисты сами нам предлагают интервью о фонде, а когда-то это была табуированная тема в СМИ.

Потом государство построило клинику - Центр имени Димы Рогачева. Эту больницу мы вместе с врачами очень долго ждали. Мы провели несколько концертов на территории больницы. Концерт "Спасибо" в благодарность всем, кто поддерживал врачей на пути создания этой уникальной клиники, а потом концерты для мам и детей. В больницу приезжали любимые артисты и музыканты наших детей и устраивали настоящие праздники.

Самый главный праздник лета в нашем фонде уже 8 лет подряд это, конечно, всемирные детские "Игры победителей". Это мое любимое мероприятие. Вы только представьте концентрацию радости, ощущения чуда, торжества жизни, когда на одной площадке собираются 500 детей из 15 стран мира, и все они болели раком, и все победили болезнь! Они соревнуются в шести видах спорта, ездят на экскурсии по Москве, веселятся, дружат, влюбляются и доказывают всем нам, что рак — это не приговор, что помощь и усилия врачей, благотворителей, доноров, волонтеров имеют вполне конкретный результат. А самое главное, они своим примером показывают детям, которые еще болеют, что после болезни жизнь продолжается, и она полна потрясающих событий. Один наш мальчик Савва, когда лечился, все время пересматривал диск с фильмом об "Играх" и повторял: "Я обязательно выздоровею и тоже поеду на эти "Игры"! Савва выздоровел, участвовал в "Играх" и даже завоевал медали.

Это главный результат нашей работы, благодаря которому можно пережить любые сложности, любые черные полосы и любую усталость, непонимание, осуждение.