На дворе — начало февраля, а в Москву упорно рвется весна. Оттепель может затянуться еще на неделю. При этом по ночам подмораживает. Гололед и борьба с ним стали основной задачей столичных коммунальщиков. Эту тему вынесли на повестку дня заседания Мосгордумы в четверг. Чиновники отчитались перед депутатами о качестве уборки улиц.

Природа снова готовит столице испытания. Во второй половине февраля синоптики прогнозируют новые погодные аномалии. Опасность не в том, что будет теплее климатической нормы на 10-15 градусов, а в сильных перепадах температур — постоянных переходах через ноль.

"Так называемый ледяной дождь принес нам опасное природное явление – гололед. Лед появился во многих местах — на дорогах, на тротуарах", — констатирует генеральный директор метеобюро Москвы и Московской области Алексей Ляхов.

С гололедом обещают справиться. В сутки на борьбу с ледяной коркой уходит до 5 тонн реагентов. И физическую работу коммунальщикам приходится совмещать с психологической — успокаивать тех, кто опасается за экологию города. Противогололедные смеси состоят из хлорида кальция, формиата натрия и мраморной крошки. Перед тем, как попасть на столичные дороги, они прошли проверку в Роспотребнадзоре.

"Никакого раздражающего действия на лабораторных животных мы не увидели, так же, как и не увидели раздражающего действия при воздействии на слизистую оболочку глаз", — подчеркивает руководитель управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева.

Когда реагенты не справлялись, и их смывало дождем, коммунальщики стали использовать исключительно мраморную крошку.

"В этом году мы в качестве уникального варианта мы применили композитный материал, чтобы увеличить сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием", — отмечает руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Александр Самсонов.

В феврале ожидаются еще и сильные снегопады. Только за январь высота снежного покрова достигла рекордного значения в 104 сантиметра. Чтобы Москва не утонула в сугробах, коммунальщики поменяли тактику — с оборонительной на наступательную. Теперь дорожники сотрудничают с метеобюро.

"Достигнут уровень почасового прогнозирования на 36 часов. То есть мы понимаем, что происходит, и, как правило, часа за полтора-два до начала снегопада встаем по местам дислокации", — поясняет руководитель ГБУ "Автомобильные дороги" Александр Орешкин.

Со снегом борются 13,5 тысяч уборочных машин, 60 тысяч человек — это почти как население небольшого города, к примеру, Горно-Алтайска. Работают с 6 утра и до полуночи — подгоняют нормативы. После того, как снегопад закончился, автомобильные дороги должны расчистить через два часа. Московский норматив оказался намного жестче, чем, к примеру, берлинский. Там коммунальщикам на это дается 12 часов.

"В Москве очень важно, что уборка тротуаров и дорог не зависят друг от друга и могут выполняться одновременно. Этим мы отличаемся от большинства мегаполисов, где сначала убираются улицы, потом тротуары, потом дворы", — рассказывает депутат Мосгордумы Степан Орлов.

В мировой практике обязанности по уборке дворов возлагают на собственников жилья, торговых и офисных площадей. В России это зона ответственности муниципальных властей. Хотя помощи коммунальщики всегда рады.