Новостью последних дней стала отставка губернатора Забайкальского края Константина Ильковского. Причина — срыв программы расселения аварийного жилья. Главе Карелии Александру Худилайнену был объявлен выговор за нарушение обязательств по организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин лично разбирался в ситуации "методом погружения".
Забайкалье и Карелия не единственные точки на карте России, где из года в год категорически не выполняется план по программе расселения. Эксперты Народного фронта не раз обращали внимание на эти регионы. Острая проблема также в Бурятии, Тыве, Тверской области и в некоторых других. Эти регионы можно объединить в группу "повышенного риска". На них приходится порядка 10 процентов от общего объема аварийных площадей, которые необходимо расселить до сентября 2017 года. А это почти 1 миллион квадратных метров аварийного жилья.
Невзирая на цифры и факты, публикуемые на официальных сайтах, реализация программы расселения остается непрозрачной. Меры, введенные в 2015 году Министерством строительства и ЖКХ, так и не принесли ожидаемого результата.
Минстрой отчитался перед руководством страны о выполнении 100,8% от плана 2015 года. На первый взгляд: сколько запланировали, столько и расселили. Мы в тот же день проверили официальную отчетность, размещенную на сайте "Реформа ЖКХ", и увидели, что за 12 календарных месяцев 2015 года было исполнено 90% от заявленных целей. Вопрос: откуда взялись еще 10%? Можно предположить, что они были переброшены из перевыполненного плана 2014 года. Который, в свою очередь, возник в результате изменении целевых показателей задним числом!
Тогда, в марте 2015 года, было принято решение об их снижении на 336 тысяч квадратных метров. И Общероссийский народный фронт уже не раз ставил вопрос о корректности такого подхода.
Чтобы проверить, насколько в целом достоверно подается информация о программе расселения, наши активисты проверили и сфотографировали 140 домов, сданных в эксплуатацию за последние десять дней 2015 года (согласно официальной отчетности, размещенной на сайте "Реформа ЖКХ").
Результат: треть, 41 объект, не должен был быть принят. В этих домах работы либо не завершены, либо они вообще не достроены. На каком основании они были сданы в эксплуатацию и попали в отчетность 2015 года?
Такие случаи мы зафиксировали в 17 регионах: Самарская, Кемеровская, Московская область, Ингушетия и другие. Здесь возникает целый ряд вопросов. Минстрой регулярно заявляет о работе механизмов, позволяющих контролировать качество строительства новых домов.
Например, здания принимаются независимыми комиссиями с участием представителей общественности. Но каким же образом эти комиссии приняли проверенные нами дома-недострои? А если комиссии здесь ни при чем, то как эти объекты попали в официальную статистику?
Мы слышим о том, что государственные жилищные инспекторы также участвуют в приемке домов. Не понятно, касается ли это упомянутых недостроенных домов? Здесь два предположения — либо механизмы, предложенные Минстроем, не работают, либо мы сталкиваемся с массовыми злоупотреблениями на местах. Все эти факты требуют тщательной проверки.
Сейчас необходимо четко выделить проблемы текущей реализации программы расселения аварийного жилья и принять следующие меры:
- По каждому из регионов из "группы риска" необходимо разработать отдельный план по расселению и назначить конкретных чиновников, ответственных за его реализацию. Как на федеральном, так и на региональном уровнях.
- Мы настаиваем на том, чтобы Министерство и Фонд реформирования ЖКХ абсолютно бескомпромиссно и принципиально подходили к формированию отчетности и не допускали искажений. Тем более, что это входит в практику. Так, летом прошлого года активисты Народного фронта уже выявляли многочисленные факты недостоверной отчетности. И эти данные подтверждались результатами прокурорских проверок.
Со своей стороны, мы продолжим контролировать ситуацию с каждым проверенным нами домом. Мы ежемесячно будем фиксировать исправление ситуации: как и когда будут достраиваться дома, а главное — когда в них реально будут заселены люди.