Восстановление цен на углеводороды может бросить спасательный круг нефтяным компаниям США. Те, потянув слишком сильно за канат, вполне способны сбросить самих спасающих в воду.

На мировом рынке нефти появился осторожный оптимизм. "Свет в конце тоннеля" — утверждает Международное энергетическое агентство. Goldman Sachs называет рост котировок до 40 долларов за баррель "зелёными ростками": такую же характеристику давали первым признакам восстановления мировой экономики после кризиса 2008 г.

Однако в IHS Energy не спешат разделить всеобщие надежды. Джейми Вебстер, вице-президент компании, заявляет о том, что компании, добывающие сланцевую нефть, реагируют на рост цен оперативнее остальных, и сразу же наращивают добычу. За примерами далеко ходить не надо. Весной 2015 г. — так же, как и сейчас — мировой рынок нефти пытался восстанавливаться. Но отметка в 60 долларов за баррель стала локальным потолком: сланцевики дали новые объёмы, и рынок упал.

 

 

Средние темпы добычи нефти в США

В IHS Energy, в отличие от большинства, считают, что ключевой фактор — вовсе не Иран, а США. Для восстановления глобального баланса спроса и предложения добыча в Штатах должна резко упасть, а этого не происходит.

По оценкам МЭА, странам-экспортёрам нефти вне ОПЕК грозит наихудшее сокращение объёмов с 1992 г., но этот риск может не реализоваться. Рост цен лишь предоставляет отсрочку, хотя на самом деле необходимо сокращение квот добычи, о котором пока и речи не идёт: страны не могут договориться даже о заморозке на текущих уровнях. Эксперты, опрошенные Bloomberg, считают, что в этом году пределом ралли будет цена в 50 долларов за баррель.

С лета 2015 г. добыча нефти в США сократилась на 5,5%, но процесс использования резервов из переполненных хранилищ только начался, подчёркивает Goldman Sachs. В банке считают, что рынку необходимы низкие цены: резкая нехватка капитала заставит компании отложить новые проекты, а НПЗ и химическая промышленность станут потреблять, в основном, накопленную сырую нефть. В этом случае у временного роста появится шанс стать настоящим нефтяным ралли. Как выразился Джеффри Кюри, старший сырьевой стратег Goldman Sachs, рост цен без дефицита нефти обречён на провал.

С этой теорией не соглашаются в Sanford Bernstein. По прогнозам компании, в следующем году котировки вернутся к 70-ти долларам за баррель. В среднем мировая нефтяная промышленность теряет по 3 доллара на каждом барреле при текущих ценах, и рынок сам восстановит баланс.

 

 

 

 

Тегерану не по пути с Москвой! Иран не хочет даже обсуждать возможную заморозку добычи нефти 20 марта. Однако Россия старается повлиять на эту официальную позицию. Удастся ли избежать дальнейшего падения котировок?

В UBS считают, что ралли прекратится ещё до того, как сланцевики США начнут наращивать добычу. Эксперты швейцарского банка не рассчитывают на успешный исход переговоров ОПЕК и прочих нефтедобывающих стран. Иран отказался говорить о заморозке, пока не увеличит добычу на целый миллион баррелей в день, подчёркивают в UBS.

Генеральный секретарь ОПЕК признал, что жизнеспособность сланцевиков США стала для картеля сюрпризом. Теперь господин аль-Бадри не уверен в том, что прогноз о сокращении добычи вне ОПЕК на 700 тыс. баррелей в день сбудется.

В норвежской Rystad Energy утверждают, что сланцевики США работали над технологиями, благодаря чему себестоимость проектов снизилась на 40%. В США всё ещё добывается порядка 9 млн. баррелей нефти в день. По оценкам Petromatrix, точка безубыточности для мелких и средних нефтяных компаний США теперь на 10 долларов ниже. Благодаря росту цен на 40% от минимумов, сланцевики смогли за 2 месяца привлечь 10 млрд долларов дополнительных инвестиций.

Даже в ОЭСР говорят о том, что нетрадиционная нефть США способна остановить ралли. Кэтри Манн, старший экономист организации, называет 50 долларов за баррель приблизительным уровнем, на котором потенциальные массовые банкротства сланцевиков превратятся в столь же массовое возвращение в строй.