Тема:

Brexit 4 месяца назад

Brexit может обернуться хлопаньем дверьми

Досрочные и сенсационные выборы в Британии. Сенсация состоит в том, как не добрала голосов Консервативная партия во главе с Терезой Мэй. "Упрямая леди" затеяла досрочные выборы, чтобы, напротив, увеличить представительство своей партии в парламенте и подойти к переговорам о выходе из ЕС с мандатом.

Досрочные и сенсационные выборы в Британии. Сенсация состоит в том, как не добрала голосов Консервативная партия во главе с Терезой Мэй. "Упрямая леди" затеяла досрочные выборы, чтобы, напротив, увеличить представительство своей партии в парламенте и подойти к переговорам о выходе из Евросоюза с мандатом. А что же случилось в итоге? Если коротко, проиграли все.

Палата общин. На одной ее стороне восседает оппозиция, на другой — правительство. На полу — красные полосы. Даже в пылу самых жарких дебатов депутаты не могут их переступать, иначе они оказываются на расстоянии меньшем, чем скрещенные мечи, может вспыхнуть битва. Конечно, это не более чем традиция. Естественно, сейчас никто с мечами в Палату общин не приходит.

В Палате общин — 650 депутатов. Чтобы какой-то партии создать правительство единолично, надо набрать половину плюс один голос — 326 голосов. Так сколько же кто набрал? Как ни вглядывайся в столбцы, там вообще нет "Партии независимости Соединенного Королевства", той, что активнее всех агитировала за Brexit. Мавр сделал свое дело на прошлогоднем референдуме, мавр может уходить. Партия сдулась. Также оправдался прогноз "Вестей в субботу" в отношении шотландских националистов.

У националистов округа "отгрызли" и лейбористы, и консерваторы, и даже либеральные демократы. Для шотландских националистов это — провал. А значит, как и гласил наш прогноз, повторный референдум о независимости Шотландии теперь под большим вопросом.

Лидер лейбористов Джереми Корбин недавно был сама радость. Называя вещи своими именами, он, конечно, марксист, который выиграл внутренние выборы в партии, когда благодаря новым правилам в неё смогли записываться любые желающие, даже коммунисты. В Британии марксистов не жалуют. Вот его враги-консерваторы и посчитали, что расправиться с ним можно как раз на досрочных выборах. Но избиратели... Кто-то этот план — раскусил. Кто-то пленился лозунгами Корбина из серии "НДС на услуги частных школ для богатых". Кто-то просто назло консерваторам голосовал за Лейбористов во главе да хоть и с Корбином.

В итоге лейбористы здорово прибавили. Но все равно проиграли уже третьи выборы подряд. И их голосов никак не достаточно, чтобы сформировать правительство и развернуть Brexit даже и вместе с другими партиями левого толка. Больше всего голосов всё-таки у консерваторов.

Но почему же и лидер консерваторов Тереза Мэй ехала к королеве за новым разрешением на формирование правительства с таким напряженным лицом? Больше того, она еще и выразила сочувствие многим своим однопартийцам.

Отдав столько голосов лейбористам, консерваторы получили только 318 мест. То есть все эти досрочные выборы они затевали, чтобы превратить свое большинство в абсолютное, а получили ещё более относительное. Теперь и правительство не сформируешь.

И вот уже под вопросом даже график королевы. Лондонские коллеги напомнили: Её Величество традиционно приезжает на открытие парламента нового созыва, чтобы выступить с тронной речью. Пишет её партия-победитель.

На практике это означает, что под вопросом оказывается традиционная тронная речь Ее Величества при открытии парламента. Такую речь королеве пишет партия-победитель. Но если у этой партии нет большинства, если парламент стал "подвешенным", то как же королеве произносить речь о законопроектах, которые не факт что обернутся законодательством? А сейчас на кону очень многое.

Речь королевы, открытие парламента намечены на 19 июня. И на тот же день запланировано начало переговоров о Brexit. Соответственно, чтобы провести свою линию на жесткий Brexit, консерваторам надо заручиться в парламенте благосклонностью кого-то еще. Кого?

Этим "кем-то" оказалась еще одна женщина — Арлин Фостер. И ее небольшая реггиональная партия "демократов-юнионистов" — из Северной Ирландии. Но то, что нужно: к Евросоюзу настроены скептически, к социальным дилеммам — консервативно.

У этих юнионистов в Палате общин — всего-то 10 голосов. Но 10 плюс 318 мандатов консерваторов будет 328 — на два голоса больше, чем требуется для формирования правительства. Бинго? Да! Проблема в том, что эти юнионисты — еще большие консерваторы, чем тори.

Например, миссис Фостер — против однополых браков. Тереза Мэй и её консерваторы — за. В Северной Ирландии — всё еще полный запрет на аборты. В Англии — пожалуйста. Из мелочей: юнионисты хотят снизить НДС в туриндустрии, а тори — нет.

Иными словами, правительственной коалиции не будет. Будет блок в парламенте. Блок ситуативный: чтобы получить их голоса, представителей Северной Ирландии ещё надо будет ублажать обещаниями дополнительных привилегий, субсидий и прочих фаворов.

А все это значит, что на переговоры с Евросоюзом о Brexit Тереза Мэй выходит ослабленной. Да, единство страны, сохранение в составе Британии Шотландии теперь, кажется, обеспечены. Но уверенного в своих силах правительства нет. И как такому правительству вести переговоры об условиях Brexit? При прочих равных они будут и не мягкими, и не жесткими. Их может не быть вообще. Будет просто истерика, про которую в Интернете про англичан уже гуляет популярный мультфильм.

В Брюсселе такому сценарию где-то даже и рады. Ведь теперь можно показывать на Британию пальцем и говорить другим сомневающимся гражданам: "Затеете у себя такое, ввергнете себя в такой же хаос".

Если по правде, то, конечно, за последний год английские политики просчитались уже дважды. Объявляя референдум о выходе из ЕС, премьер Кэмерон и не думал, что его проиграет, а проиграл. Сменившая его Тереза Мэй, думала, что выиграет досрочные выборы, а не выиграла.
Скажете, что от России всё это далеко? Это как посмотреть.

Во-первых, надо иметь в виду все эти несуразности в житии Евросоюза при строительстве союза Евразийского. Во-вторых, поворот России на Восток — это прекрасно, однако и Европа – может, и "старушка", может, и посапывает, но под боком. С ней у России — всё ещё грандиозная торговля. С ней — наша грандиозная общая культура. В-третьих, если Британия действительно хлопнет дверью, не выплатит Евросоюзу то, что полагалось по прежним обязательствам, то и в остающемся союзе начнутся новые разборки: почему одни платят больше, а получают меньше? Да, Британия всегда была в Евросоюзе диссидентом, но именно диссиденты часто и являются предсказателями.