Сергей Урсуляк: мой "Тихий Дон" – о праве на счастье

Автор: Дмитрий Киселёв

24 мая — 110 лет со дня рождения Михаила Шолохова — советского писателя и автора романа "Тихий Дон". Именно за этот роман в 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию — "За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время".

О "переломных" моментах истории России — все тексты Михаила Александровича, будь то Гражданская или Великая Отечественная войны. Что же касается "Тихого Дона", то сейчас, в начале XXI века, роман, как и подобает великой литературе, звучит, рождая новые ассоциации, хотя бы с братоубийственной войной на Украине, что разрушает и страну, и семьи.

"Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховых! Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось. Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения. За общий стол садились не так, как прежде, — единой и дружной семьей, а как случайно собравшиеся вместе люди. Война была всему этому причиной. Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего сына, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над деляной пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог", — писал Шолохов в "Тихом Доне".

Очень скоро зрители телеканала "Россия 1" увидят новую киноверсию романа. Известный российский режиссер Сергей Урсуляк завершил съемки экранизации. Впереди — монтаж, а премьера — уже осенью.

Автор: Вероника Богма

Съемки "Тихого Дона" шли в течение года — это 137 смен, лишь одна из которых — в Выборге, остальные — в Громках, Елани, других окрестностях станицы Вешенской.

У Сергея Маковецкого за время сьемок были и гастроли в Лондоне, и премьера "Родины". В фильме он — Пантелей Прокофьевич — в полном окаянстве, и в то же время наивный, отходчивый.

Григорий — артист Евгений Ткачук — утро начал с купания в реке Дон, и это при температуре воздуха — ноль градусов.

Актеры, играющие Аксинью и Григория, — ровесники своих героев. В финале романа Григорию не было и тридцати. Аксинья — Полина Чернышова — дебютантка, недавно принята в Вахтанговский театр. Ее сокурсница Дарья Урсуляк — в роли Натальи.

Скачут, вяжут, косят. Не "во дворе", а "на базу". Не говорят, а "гутарят". Словом, живут на высоком берегу Дона.

В декорациях нет муляжей. Все — от мебели до столовых приборов — настоящее. Часы, прялки, зеркала, дерюжки, корчажки собирались по музеям, частным коллекциям, хуторам и станицам.

Снимали на пленку. Не в павильоне — в стенах, которые сами и построили по вдохновению художника Алима Матвейчука. На совесть — во время урагана выстояли все курени, плетни, камышинки.

По словам оператора-постановщика Михаила Суслова, это самая тяжелая из их совместных с Урсуляком работ. И самая масштабная.

"Казалось, "Жизнь и судьба", "Ликвидация" — огромные картины. Но эта просто беспредельная", — отметил Суслов.

Уж если жгли станицу, то дотла. Потом восстанавливали. Декорации пережили восемь трансформаций.

Лошади за это время стали полноправными участниками съемочной группы, настоящими артистами. Лунек — один из коней Григория. Говорят, ему достаточно было один-два раза показать — он точно исполнял свою роль. Но и животные порой не выдерживали нагрузок. В отличие от людей, которые обгорали на солнце, глотали песок, мерзли, худели.

Четыре года назад режиссер обмолвился: если что и хотел бы экранизировать, то "Тихий Дон". Спустя два года пришло решение, открылась возможность, собралась группа.

"Это наше высказывание, отношение к нашей истории, к России, не только к прошлому, но и к сегодняшнему дню. Хочется, чтобы было хорошее кино, просто настоящее хорошее кино", — сказала народная артистка РСФСР Людмила Зайцева.

Сценарий был готов до трагических событий на Украине. И даже когда начали снимать, не ждали такого созвучия с реальностью.

"Это кино про то, что люди имеют право на счастье. И не надо этого права их лишать", — считает Сергей Урсуляк.

Ближе к ночи звучит долгожданное: "Мы закончили, всем спасибо". Снято. Но работы еще — до осени. Огромной. Предстоят монтаж, компьютерная графика, озвучание, запись с оркестром музыки.