Историческое соглашение по иранскому ядерному досье под угрозой. Оппозиционное большинство в Конгрессе США намерено блокировать документ. То, что демократы называют дипломатической победой, для республиканцев — предательство ключевого союзника, Израиля. На принятие решения у палаты 60 дней.

Историческое соглашение по иранскому ядерному досье под угрозой. Оппозиционное большинство в Конгрессе США намерено блокировать документ. То, что демократы называют дипломатической победой, для республиканцев — предательство ключевого союзника, Израиля. На принятие решения у палаты 60 дней.

Ястребы атакуют хромую утку. Республиканцы не прощают Обаме соглашение с Ираном. Богатый на детали стостраничный документ, который зафиксировал победу мировой дипломатии в иранской ядерной проблеме, на Капитолийском холме еще даже не всеми прочитан, но мнение о нем у республиканцев уже составлено.

"Судя по той информации, которой я располагаю сейчас — это не самая лучшая сделка, — говорит спикер Палаты прежставителей американского Конгресса Джон Бейнер. — Мы открываем дорогу к ядерному Ирану. Речь не идет о спорах между демократами и республиканцами. Речь идет о верном или неверном решении. Если соглашение действительно настолько плохо — мы сделаем все, чтобы не допустить его принятия".

Бейнер апеллирует к колеблющимся, пытаясь внести раскол, давя на самое чувствительное. Среди демократов тоже немало тех, кто в иранской проблеме поддерживает позицию Израиля. Израильское лобби в США (и особенно — в Конгрессе) традиционно очень сильно, а Нетаньяху уже дал понять, что он в ярости. У Джона Маккейна вообще черные дни. Обама открыто признался, что без России никакого бы соглашения не было. Перекрестный обстрел позиций сенатора-русофоба. "Изначально целью было добиться того, чтобы Иран никогда не смог обладать ядерным оружием. А теперь мы приходим к тому, что Иран получает возможность действовать безнаказанно и без ограничений. Я не вижу, чтобы в этом соглашении говорилось о роли Ирана, как о спонсоре терроризма во всем регионе. О регулярных агрессивных действиях Ирана по отношению к Ираку, Сирии и Ливану", — говорит он.

Перескакивать с темы на тему — обычный стиль на Капитолийском холме. Так было, например, с отменой поправки Джексона-Веника. Дискуссии и бюрократическая волокита американский законов затянули процесс на несколько лет. New York Times вспоминает и другие эпизоды. Визит Ричарда Никсона в Китай. Подготовку встречи Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевы в Рейкьявике. Соглашение по Ирану теперь и аргумент в разворачивающейся президентской гонке. Не дипломатией, а умиротворением назвал соглашение с Ираном Джеб Буш. Скотт Уолкер окрестил его плохой сделкой.

Хиллари Клинтон от непопулярного Обамы всегда не прочь дистанцироваться, но как демократ с ним в одной лодке. Его поражение на иранском направлении (если республиканцы продавят) ударит и по ней тоже. 59% американцев (а у демократов вообще две трети их избирателей) поддерживают исторический успех шестерки переговорщиков в Вене.

У Конгресса есть 60 дней на то, чтобы определится с позицией. Выбор из трех вариантов. Утвердить, не вмешиваться или выразить неодобрение. Чтобы преодолеть вето, которым Обама противникам сделки уже пригрозил, американским законодателям нужны две трети голосов в обеих палатах. Набрать их будет нелегко.

Смягчить "ястребов" может позиция администрации Обамы по европейской системе противоракетной обороны. В Госдепе уже подтвердили. Отказываться от планов ее развертывания, не станут даже не смотря на историческое соглашение, еще раз дав повод усомниться. А против ли Ирана ПРО вообще затевалась.