Тема:

Ядерная программа Ирана 2 месяца назад

Иран засекретил своих ядерщиков


фото EPA

Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи запретил брать интервью у иранских физиков-ядерщиков. Это произошло незадолго до заключения ядерного соглашения с западными странами – аятолла считает такие "допросы" неприемлемым вмешательством в личную жизнь.

Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хоменеи категорически отверг предложение взять интервью у иранских физиков-ядерщиков. По мнению государств, участвующих в переговорах, такая мера могла бы улучшить доверие между Ираном и Международным агентством по атомной энергетике (МАГАТЭ). Однако Хаменеи уверен в обратном.

"Мы никогда не поддадимся на давление… Мы не согласимся с этими надуманными предлогами, — заявил Хаменеи". – Иран не предоставит доступа к своим ученым. Мы не позволим разглашать личные данные наших ядерщиков или другую важную информацию".

Хаменеи можно понять: даже если интервью будут вестись анонимно, есть шанс того, что личности ядерщиков будут раскрыты и станут известны, например, израильской разведке. Что будет дальше, можно представить, исходя из множества похожих случаев: к физику на улице подъезжает мотоцикл, его расстреливают в упор, и мотоцикл уезжает. За последние пять лет в Иране было убито пять физиков, занимавшихся ядерными исследованиями. Все участники этих убийств, которых удалось задержать, признались, что проходили подготовку в военном лагере под Тель-Авивом.

Судьба ядерного соглашения становится все более туманной – уж слишком много у него противников. Первой причиной, заставляющейся сомневаться в том, что принятый к 30 июня документ, будет в итоге одобрен всеми сторонами, является тот факт, что президент США Барак Обама после длительных раздумий всё же решился вынести его на одобрение в Конгресс, где у его партии меньшинство в обеих палатах. Не внушает оптимизма и реакция конгрессменов на выступление премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который призвал не заключать соглашения, ставящее под угрозу существование Израиля – его речь была встречена бурными овациями.

Однако теперь выясняется, что, помимо консервативной оппозиции в США, есть и влиятельные иранские консерваторы, к которым, похоже, относится и сам Хаменеи. Не случайно после достижения предварительного соглашения Иран стал гораздо смелее вести себя с соседями: иранские военные корабли стали чаще появляться в Аденском заливе, а Хаменеи даже пригрозил Саудовской Аравии военным столкновением, если иранский груз гуманитарной помощи не будет допущен в йеменский порт Аден. И это уже не говоря о том, что Иран продолжает оказывать активную помощь шиитским военным формированиям, независимо от того, с кем они воюют: членам "Хезболлы" в Ливане, шиитским ополченцам в Ираке и даже хуситам в Йемене, против которых уже второй месяц борются монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Уже сейчас можно констатировать, что вне зависимости от исхода сделки амбиции Ирана будут только увеличиваться, что неизбежно приведет к росту межконфессиональной напряженности в регионе.