В космосе летают планеты-самоубийцы

Владимир Сурдин: Жалко, конечно, планету, но для астрономов это был бы прекрасный факт
На расстоянии 350 световых лет от Земли ученые разглядели планету, которая движется в сторону своей звезды и скоро может с ней столкнуться. Но найденная планета не одинока. Похожая судьба ожидает спутник Юпитера Каллисто. Он взорвется, а его обломки обдадут Землю залпом метеоритов.

"Планета-самоубийца", "смертельное танго" – это цитаты не из желтой прессы. Ведущий научный журнал мира "Nature" опубликовал в четверг доклад международной группы астрономов.

"Мы сообщаем об открытии планеты WASP-18B с периодом прохождения по орбите 0,94 земных суток и массой, десятикратно превышающей массу Юпитера", — говорится в научной статье.

За этими сухими фразами возможна новая эпоха в астрономии. Вероятность найти огромную планету, которая находится в завершающей стадии существования, статистически крайне мала. Теперь ученые могут получить ключ к пониманию того, как вообще образуются планеты.

"Любопытно было бы увидеть, как планета падает на звезду, — говорит Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ имени Ломоносова. – Жалко, конечно, планету, но для астрономов это был бы прекрасный факт. Мы бы увидели, из чего состоит планета – она бы в этот момент расплавилась, закипела, — потом мы бы посмотрели на звезду, как она реагирует на падение планеты. В общем, космическая катастрофа – это всегда интересно".

WASP-18B – экзопланета, то есть расположена за пределами Солнечной системы. Относится к классу газовых гигантов, расстояние от Земли – 350 световых лет, возраст – 1 миллиард лет. Температура на поверхности – 2100 градусов. Орбита – спиралевидная, с каждым оборотом планета все ближе к своей звезде, столкновение неминуемо. По галактическим меркам оно произойдет довольно скоро – через 500 тысяч лет.

Впрочем, суицидальность космических тел в астрономии явление не исключительное. Похожий взрыв может коснуться и нас. Каллисто — один из спутников Юпитера – может взорваться и повредить своими осколками Землю. Причина – электролиз ледяной оболочки спутника. Перенасыщенному газовой смесью шару достаточно одного метеоритного удара.

"Возникнут миллиарды кометных ядер. Рано или поздно, в течение десятков лет некоторые из них достигнут нашей орбиты и будут падать на Землю. Грубо говоря, каждый день будут возникать события, как в случае Тунгусского метеорита", — говорит Эдуард Дробышевский, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского физико-технического института имени Иоффе.

Однако, полагают ученые, взрыва может и не быть. До конца не выяснено, насколько оболочка спутника наполнена водородом и кислородом. Если концентрация не превысит 20%, то изучение этой ситуации для Земли из практической астрономии перейдет в теоретическую.