На пенсию не собирается: космодрому Байконур – 60 лет

Первому и самому крупному космическому порту мира Байконуру – 60 лет. Космодром продолжает работать и на пенсию не собирается. В ближайшие месяцы с космодрома- юбиляра отправятся на орбиту ракеты-носители "Союз" с грузовыми и пилотируемыми кораблями.

Байконур — первый в мире и самый крупный причал Вселенной. За 60 лет работы космопорта – почти пять тысяч стартов. Здесь построено девять стартовых комплексов для разных типов ракет: "Союз", "Протон", "Зенит". Две площадки — первая (Гагаринский старт) и 31-я — предназначены для ракет-носителей, которые выводят в космос грузовые "Прогрессы" и пилотируемые "Союзы".

"Во многом благодаря Байконуру, Россия сегодня – признанный лидер космического клуба. В 2014 году отсюда состоялся 21 запуск космических ракет. Около четверти от общего числа мировых пусков", — говорит Игорь Комаров, руководитель Федерального космического агентства.

12 февраля 1955 года в СССР было принято решение о создании космодрома Байконур. Вскоре на станции Тюратам высадились первые строители. Построить военный космодром надо было за два года, в обстановке строжайшей секретности. Даже письма военным приходили на условный почтовый адрес – "Москва-400".

Владимир Ярополов приехал сюда в 1959 году молодым офицером. "Станция назначения называлась Тюратам. У нас хватило ума пойти в строевой отдел, и там на карте железных дорог СССР мы нашли этот Тюратам в 300 километрах от Аральского моря. Когда создавали космодром, то его по соображениям секретности строили так, что все строения с поезда видны не были", — вспоминает Владимир Ярополов, Заслуженный деятель науки РФ, с 1959 по 1972 гг. — инженер-испытатель космических аппаратов.

Важным фактором для выбора места под строительство будущего космодрома была возможность разместить системы радиоуправления. За них отвечал Михаил Рязанский, один из шести ракетных конструкторов страны, которого называли "главным космическим радистом". Он и выбрал место для космодрома в казахской степи.

Сложнее всего далась строителям стартовая площадка №1 – под будущую ракету Р-7. Котлован затапливали грунтовые воды, и все же 15 мая 1957 года отсюда стартовала первая боевая ракета, знаменитая "семерка".

"Я принимал участие в испытаниях этой ракеты. Она довольно часто отстреливалась, часто взрывалась. Я занимался системой аварийного подрыва ракеты. В случае ее отклонения от заданной траектории нужно было ее блокировать, чтобы не произошел ядерный взрыв", — рассказывает Владимир Ярополов.

После испытаний Р-7 встала на боевое дежурство. Именно эта военная ракета 4 октября 1957 года вырвалась в космос, но не с ядерным зарядом, а с первым искусственным спутником Земли. Через четыре года, 12 апреля 1961 года, отсюда эта же ракета вывела на орбиту корабль "Восток" с первым космонавтом планеты – Юрием Гагариным.

Сегодня рядом с Байконуром – два аэродрома. Аэропорт Крайний принимает самолеты со специалистами и космонавтами, в аэропорт Юбилейный доставляют космические аппараты.

Современный космодром – это целый город: стартовые комплексы, кислородный завод, заправочные станции, монтажно-испытательные корпуса для сборки ракет и спутников. Для космических экипажей здесь создан целый предполетный комплекс.

Температура — плюс 40 в тени, однако коренные жители зноя не замечают. Привыкли. Веками их предки кочевали по этой земле и пасли скот. Привыкли они и к соседству с космодромом. Но в день старта семья чабана покидает свой дом – на несколько часов. Таковы правила безопасности.

Уже 150 землян отправились с Байконура в свой космический рейс. Накануне старта каждый новичок по традиции сажает именное дерево, за 60 лет выросла целая аллея. Растет на аллее и дерево первого космонавта Байконура – Олега Артемьева. На этой земле он вырос, отсюда год назад отправился в свою космическую экспедицию. "В каком бы качестве я сюда ни приезжал, мне здесь быть очень приятно. А какие могут быть чувства, когда приезжаещь в родной город? Все тебе тут знакомо", — признается космонавт.

Когда Артемьев родился, в разгаре была "лунная гонка". Здесь построили гигантский стартовый комплекс для ракеты Н-1, на которой главный конструктор Сергей Королев мечтал отправить советских космонавтов не только на Луну, но и к другим планетам. "Королев старался как можно больше сделать. Изготавливали космический аппарат – и никаких заводских испытаний, его сразу привозили на космодром. И там начинались все испытания и подготовка к запуску", — вспоминает Владимир Ярополов.

"Испытания шли днем и ночью, люди не жалели себя. В тяжелейших климатических условиях, в отрыве от цивилизации", — говорит ветеран космодрома Байконур Виктор Кулепетов. Тем не менее, Байконур притягивал людей. Со всей страны приезжали инженеры, конструкторы, чтобы воплотить в жизнь новые космические проекты.

Одним из главных стало создание комплекса многоразовой космической системы "Энергия-Буран". "Первое, что надо было сделать — отрыть огромный котлован, полтора миллиона кубов. Во-вторых, построить все коммуникации, железные дороги, подъездные пути до технической позиции, монтажно-испытательного корпуса. Монтажно-испытательный корпус, который строился для лунной программы, был переделан", — рассказывает Заслуженный строитель РСФСР, почетный строитель косподромов Байконур и Плесецк Герман Питалев.

С полосой для "Бурана" строителям пришлось повозиться. Четыре километра идеально ровной поверхности для посадки советского челнока возведены на зыбучих песках. Бетонка получилась вечная.

Большой страны не стало, и проект "Энергия-Буран" закрыли. Триумф сменился неопределенностью, Байконур оказался на территории соседнего государства — Казахстана. Теперь космодром Россия арендует.

"Для обеспечения дополнительных перспектив эффективного использования космодрома Байконур по выполнению различных космических программ президенты России и Казахстана в январе 2004 года подписали соглашение, продлевающее срок аренды до 2050 года", — говорит Игорь Комаров.

Сегодня строится Восточный — новый космодром в Амурской области. Первый старт планируется в декабре этого года. Однако Байконур продолжает работать и на пенсию не собирается: 60 лет — не возраст.

"60 лет в истории страны – миг всего-навсего. А 60 лет в истории Байконура – это огромная, единая судьба многочисленных людей", — говорит председатель городского совета ветеранов Байконура Виктор Новиков.

Сегодня с космодрома выводятся на орбиту новые космические аппараты. По маршруту Земля-МКС стартуют ракеты с кораблями. В ближайшие месяцы с Байконура к орбитальной станции отправится грузовик "Прогресс М-28" и пилотируемый корабль "Союз ТМА-17". История Байконура продолжается и в XXI веке.