Программа "Энергетика": хранение газа в вечной мерзлоте, переговоры "Газпрома" с Кувейтом и энергия метро

Российская доля сжиженного природного газа на мировом рынке будет расти. "Газпром" ведет переговоры с Кувейтом и Вьетнамом. Как построить самые большие резервуары для хранения газа на вечной мерзлоте. Идеальное покрытие. Как сохранить долговечность газопроводов и компрессорных станций.

Российская доля сжиженного природного газа на мировом рынке будет расти. "Газпром" ведет переговоры с Кувейтом и Вьетнамом. Как построить самые большие резервуары для хранения газа на вечной мерзлоте. Идеальное покрытие. Как сохранить долговечность газопроводов и компрессорных станций. А также поезда, которые вырабатывают электричество. Совсем скоро они появятся в лондонской подземке.

Диверсификация экспорта российских энергоресурсов

Как отметил президент России Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК, важно не только удерживать позиции в традиционных регионах присутствия, но и выходить на новые рынки.

"В последние годы точки роста перемещаются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на известные колебания, о которых мы все с вами знаем, это такая устойчивая тенденция. Государства этого региона становятся основными потребителями углеводородного сырья. Это касается и рынка сжиженного природного газа. Россия имеет возможности нарастить свою долю на рынке СПГ, и намеченные масштабные проекты в сфере СПГ, конечно, должны быть реализованы", — отметил Владимир Путин на заседании комиссии по ТЭК.

Среди новых проектов в сфере СПГ – соглашение "Газпрома" и Кувейта. Власти эмирата очень заинтересованы в росте объемов поставок из России. В ближайшие годы они могут утроиться с 2,5 миллиона тонн до 7,5 миллиона.

Не менее интересным может быть и сотрудничество с Вьетнамом, где "Газпром" планирует построить СПГ-терминал мощностью 250 тысяч тонн в год.

Китайские банки предоставят 12 миллиардов долларов для проекта строительства завода на Ямале. Как заявил министр энергетики Александр Новак по итогам своего визита в Пекин, "решения банками уже приняты, осталось заключить договоры. До конца года средства получат".

Как построить резервуары СПГ

Резервуары на Южно-Тамбейском месторождении — это самые большие сооружения в мире, когда-либо возводимые на вечной мерзлоте. Четыре огромные резервуара уже в ближайшем будущем наполнят сжиженным природным газом. Но, чтобы конструкции выдержали суровые российские морозы и не навредили уникальной экосистеме, ведь под ними 300 метров замерзшей воды, пыли, песка, была разработана особая технология строительства.

Их возводят на 948 огромных сваях, диаметром в 500 миллиметров каждая. В глубину они уходит на 34 метра и поддерживаются специальными капсулами.

"Капсулы представляют собой две трубы, внешнюю и наружную. Межтрубное пространство между ними заполнено вязким веществом, которое позволяет свае ходить. То есть все сваи не связаны и они подвижны. Это сделано для того, чтобы снять напряжение со свай. Если она была бы жестко защемлена, то ввиду большого момента могла бы треснуть", — рассказал заместитель начальника контроля качества управления капитального строительства завода СПГ Ренат Гарифулин.

Сваи могут двигаться на высоте трех метров от уровня плиты, что позволяет снять напряжение. Рядом со сваями вкопаны особые устройства, так называемые термостабилизаторы.

"Температура вечно мерзлых грунтов составляет около -4…-5 градусов. При погружении свайного основания мы используем цементно-песчаный раствор с положительной температурой. Ввиду большого количества свай и большого объема, идет растепление этого грунта. Для его восстановления погружается 1330 вертикальных термостабилизаторов для каждого резервуара. Заправляются они хладоном, который при наступлении отрицательных температур начинает передавать холод в землю", — отметил Гарифулин.

Термостабилизаторы в прямом смысле замораживают почву, чем обеспечивается стабильность конструкции. Весит она 50 тысяч тонн. Диаметр каждого из резервуаров – 77 метров.

Особенности климата заставляют отливать днище и монолитные стены толщиной 80 сантиметров и высотой 43 метра, без остановки и только в теплые месяцы.

"Стены заливаются без перерыва – непрерывная скользящая опалубка ползет вверх. В это время происходит заливка бетона. Днище заливали порядка двух-трех недель и свайное основание подготавливали порядка трех месяцев", — сообщил заместитель начальника отдела СК УКС по строительству завода СПГ Юрий Романовский.

Но самое интересное, конечно, внутри: резервуар полностью герметичен, то есть 160 тысячам кубометров сжиженного газа, не страшны никакие чрезвычайные происшествия. Сжиженный газ – это абсолютно бесцветная жидкость без запаха, плотность которой в два раза меньше плотности воды.

После того, как отлили наружные стены — каркас, строители создают своего рода термос. Он должен будет постоянно поддерживать температуру газа – минус 163 градуса.

Каждый резервуар имеет 4 типа стен: после внешней накладывается металлическая. Это герметичный корпус, чтобы не было каких-либо протечек.

"Потом идет теплоизоляция из пеностекла для того, чтобы тепло снаружи не передалось нашей товарной продукции и не испортило его качество. Это достаточно толстая прослойка, порядка одного метра. За ним уже идет "кастрюля", тоже металлический четвертый резервуар, в котором и содержится сам СПГ. Но это не просто металл, ведь не все металлы способны выдержать такую низкую температуру. Для внутреннего резервуара используется специальная сталь с содержанием никеля", — рассказал первый заместитель директора по строительству "Ямал СПГ" Дмитрий Монаков.

Чтобы понять, как выглядит крыша, лучше подняться на резервуар. Отсюда открывается вид: удлиненные элементы, очень похожие на "лепестки". Один за другим их поднимут и закрепят, но сначала нужно построить особый каркас.

"Первый слой – это металлическое покрытие, которое препятствует испарению газа. Еще одно его назначение – своего рода основа для наших "лепестков". Таких элементов – 28 для каждого резервуара. Чтобы установить их на крыше, понадобится 400 тонных кран", — сказал представитель подрядчика ОАО "Ямал СПГ" Этьен Меар..

96 процентов СПГ, который будет храниться в этих термосах, уже законтрактованы на 20-25 лет вперед. Причем не только в страны АТР, но и в Европу. Например, в Испанию, что позволит увеличить присутствие российского газа на рынке ЕС.

Новый Уренгой

Экспорт "Газпрома" в дальнее зарубежье в октябре вырос на 41,36 процента по сравнению с прошлым годом, такое заявление на этой неделе сделал глава Газпрома Алексей Миллер. Темп роста спроса на российский газ увеличился в 1,8 раза. В июле рост спроса составил 22,4 процента, в августе — 23,16 процента и в сентябре — 24,23 процента. Немалую часть экспортного газа сегодня добывают в Новом Уренгое.

Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение в своем роде уникально. За 35 лет его разработки здесь было добыто больше 6,5 триллиона кубометров газа. Ни одно другое месторождение в мире не дало такого количества голубого топлива. Углеводороды, полученные из скважины прежде, чем отправить потребителям, очищают от воды и механических примесей, выделяют конденсат, а потом уже практически чистый метан закачивают в трубу. Чтобы газ с промысла, то есть там, где его добывают, смог попасть в магистральный газопровод используют так называемые дожимные компрессорные станции.

Это огромные комплексы, которые создают давление, необходимое для транспортировки голубого топлива. Строительство новой станции завершено: строители занимаются покраской.

"На первом этапе наносится преобразователь ржавчины, затем происходит обеспыливание, обезжиривание поверхности, затем наносится первый слой грунта, он серого цвета. После его высыхания и замера толщины наносится последний слой краски. В данном случае краска желтая, значит в трубе будет находиться газ", — рассказал руководитель проекта Сергей Шаров.

Покраске строители уделяют немалое внимание, ведь это вопрос не просто эстетического вида станции, а долголетия ее металлоконструкций, ведь правильное покрытие защитит их от коррозии. Некачественные покрасочные материалы, или нарушение технологии покраски, наоборот ускорит процессы разрушения, что ведет к прямым убыткам для газовиков.

"Причиной неуправляемого роста затрат является технологическая карта по нанесению такого покрытия, формируемая его изготовителем, но вся проблема в том, что стоимость работ по данной карте до настоящего времени не учитывалась при выборе покрытия. Выбор покрытия осуществляется только на основе стоимости, его изготовление приводит к тому, что затраты на покраску конструкции достигают заоблочных высот и могут превышать обоснованные расценки в несколько раз", — пояснил руководитель департамента ПАО "Газпром " Михаил Сироткин.

Сегодня "Газпром" тратит на антикоррозийное покрытие миллиарды рублей. Это не только краска, но еще и различные материалы для защиты труб. В лаборатории "ГазпромВНИИГАЗ" их тестируют самыми разными способами.

"В данный момент у нас идут испытания на стойкость покрытия при поляризации и одновременном воздействии температуры 80 градусов. В данный момент видно: образцы — это полиуретановое покрытие", — сказал старший научный сотрудник лаборатории защитных покрытий Александр Латышев..

Покрытие для трубопроводов проверяют в течение 100 суток. И это только один из видов испытаний. Еще их морозят при температуре минус 60, при этом полиуретан не должен расслаиваться. На стойкость проверяют даже путем растяжения. В результате только самое прочное покрытие получает право применяться на газопроводах "Сила Сибири", "Ухта-Торжок-2" и многих других.

"За 2014- 2015 годы проведена большая работа по выбору наиболее эффективных и экономичных технологий по антикоррозийным покрытиям из числа разрешенных в "Газпроме". Это позволило сократить инвестиционные затраты ПАО "Газпром" на антикоррозийную обработку в 8 раз с 10 тысяч рублей за квадратный метр до 1 тысячи 300 рублей", — сообщил руководитель департамента ПАО "Газпром" Михаил Сироткин.

Курс на импортозамещение активизировал отечественных производителей, отмечают эксперты. В результате большая часть антикоррозионных покрытий, которые сегодня тестируют и применяют на стратегических газовых объектах, произведены в России.

Об энергетике будущего

Поезда, которые вырабатывают электричество, в скором времени появятся в лондонской подземке.

Там прошла испытания новая система, которая собирает энергию от торможения поезда и возвращает ее обратно в сеть в виде электроэнергии. В сутки получается 1 МВт-ч, а собранной за неделю мощности достаточно для того, чтобы на два дня полностью обеспечить электроэнергией одну из крупнейших станции местного метрополитена.

Лондонские специалисты доработали уже существующую систему так называемого рекуперативного торможения. Их комплекс "Инвертор" кроме кинетической энергии, выделяемой при торможении состава, преобразует в электричество еще и тепловую энергию. Внедрение такой системы могло бы сократить затраты города на электроэнергию на 5 процентов, а это ни много ни мало 9 миллионов долларов в год.

Такую систему можно установить в метрополитене любого города мира, однако для российского и, в частности, московского метрополитена технология должна быть адаптирована.