Реставрация со скрипом вовсе не означает, что работы продвигались с большим трудом. Во всяком случае, в доме-музее Константина Станиславского. Обновленный особняк вновь распахнул свои двери в канун 150-летия выдающегося режиссера. Мастерам удалось сохранить интерьеры и даже звуки вековой давности.

Реставрация со скрипом вовсе не означает, что работы продвигались с большим трудом. Во всяком случае, в доме-музее Константина Станиславского. Обновленный особняк вновь распахнул свои двери в канун 150-летия выдающегося режиссера. Мастерам удалось сохранить не только подлинные интерьеры, но даже звуки вековой давности.

Вы не найдете здесь следов реставрации. Об этом с гордостью заявляют мастера, которые вернули особняку великое прошлое.

"Все, что вы здесь видите, стоит так, как было при Константине Сергеевиче", — подчеркивает заведующая домом-музеем К.С.Станиславского Анаит Овчинникова.

Если театр, как говорил Станиславский, начинается с вешалки, то его дом для всех начинается с лестницы, знаменитой на весь мир своим неповторимым скрипом. И это удалось сохранить — по многочисленным просьбам гостей. Вот главное, что хочется услышать, когда приходишь в дом-музей.

"Приходили актеры — и наши, российские, западные, например, американская актриса Лола Коэн, и первый вопрос: а будет ли эта лестница скрипеть так, как она скрипела раньше? Без скрипа она уже не та", — продолжает Анаит Овчинникова.

Работы начались еще в 1970-х, тогда среди коммунальных клетушек на первом этаже реставраторы искали остатки сводчатых палат XVII века. За последние четыре года обновили все — от подвала, который без конца топило, до чердака и инженерных систем. Проводка тоже новая, но под старину.

"Проводку оставили, какой она была при Станиславском: с кручеными шнурами, фарфоровыми роликами, старинными выключателями, розетками. Старались сделать так, чтобы следов реставрации не было видно", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" главный архитектор проектов ГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" Ольга Белова.

И конечно, парадный второй этаж — три комнаты, в которых Станиславский провел последние 17 лет. Массивная резная мебель, наборный, тоже скрипучий паркет, роспись потолка и уникальные плафоны, созданные еще до нашествия Наполеона. Они достались режиссеру от прежних хозяев. Обои в спальне пришлось переклеить. Изготовили их по спецзаказу. Здесь на помощь пришли компьютерные технологии.

"Больше всего мы боялись эффекта евроремонта. Сейчас, в основном, реставрация заключается в евроремонте: подштукатурили, подкрасили, обили гипсокартоном. Здесь мы избегали этого, и здесь видно, что обои эти – подлинные, сохранившиеся в квадрате", — отмечает Ольга Белова.

Часть обстановки сейчас скрывают декорации — и это тоже история. Впервые за полвека в музее решили показать оформление легендарного спектакля "Евгений Онегин", с которого началась оперная студия Станиславского. А еще — костюмы, портреты и даже детские рисунки Константина Сергеевича. Выставку подготовили к 150-летию великого театрального реформатора. И приглашают в гости — не в зрительный зал, а туда, где рождался новый русский театр.