"Быстрый ответ" на "Взаимодействие": массовые воздушные десанты как драйверы экономики


EPA

Впервые со времен Холодной войны НАТО проводит масштабные учения воздушно-десантных подразделений с одновременной выброской 1000 человек. Так получилось, что и ОДКБ в это же время проводит аналогичные учения с идентичным числом десантников. Зачем это нужно?

Начавшиеся в Восточной Европе учения Сил реагирования НАТО "Быстрый ответ -2015" уже наделали много шума. В самом альянсе их назвали "самым крупным совместном мероприятием по подготовке воздушно-десантных сил на континенте за период после холодной войны".

Основная задача маневров задекларирована как демонстрация способности Североатлантического альянса к быстрому развертыванию и действиям "в поддержку сохранения сильной и защищенной Европы". В них примут участие более 4,8 тысяч военнослужащих из 11 стран: Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, США и Франции. Гвоздем программы станет десантирование 1000 парашютистов на полигоны в Германии и Болгарии, ближайший из которых находится в 800 километрах от российской территории. Это полтора часа лёта на транспортнике типа "Геркулес" – основной рабочей лошадке американских аэромобильных сил. Происходить кульминационная часть будет 26 августа, а вообще учения продлятся до 13 сентября.

В жизни есть место совпадению. Как раз в это же время, совсем недалеко от других натовских полигонов – в псковской области, стартуют учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ "Взаимодействие – 2015". Тоже уникальные. А вот в чем их главное отличие поясняет командующий российскими ВДВ Владимир Шаманов.

"С момента создания в 2009 году КСОР ОДКБ впервые в учениях такого рода одновременно примут участие десантно-штурмовые подразделения из двух соединений ВДВ, дислоцированных в Иваново и Ульяновске — 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады (миротворческой) общей численностью около 1 тысячи десантников", — рассказал Шаманов. В пресс-службе ВДВ добавили, что помимо российских десантников в учениях будут задействованы национальные воинские контингенты вооруженных сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Международная дипломатия основана на принципах взаимности. В Северо-Атлантическом альянсе уже давно созданы Силы реагирования НАТО (СРН). Общая численность этого межвидового и межнационального военного соединения может достигать 25 тысяч человек. Спустя несколько лет аналогичным образом были созданы КСОР ОДКБ, численный состав которых практически идентичен. Вот только если у СРН задачи чисто военно-политические – показать неофитам альянса, что "Большой брат" не оставит их один на один с "голодным медведем". То у ОДКБ функционал гораздо шире – это, помимо защиты суверенитета членов ОДКБ, еще и борьба с наркотрафиком( сказывается близость Афганистана), терроризмом (что особенно актуально с появлением ИГИЛ) (запрещена в РФ) и чрезвычайными ситуациями. Еще одно различие в географической ориентированности. СРН ориентирован только на Восток (Россия). КСОР же подразумевает три региона коллективной безопасности – Восточноевропейский (российско-белорусские соединения), Кавказский (российско-армянские войска) и Центральноазиатский (Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан).

Военные учения двух военных блоков проводятся на регулярной основе, однако главной задачей проводимых НАТО учений – это оправдать свою нужность. После распада СССР и Варшавского блока альянс искал причины остаться в деле. В мире больше не было силы, которая требовала существования такой огромной военной структуры. После произошедшего госпереворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией военные чиновники в Брюсселе словно выдохнули – наконец-то есть повод обратиться за новым финансированием. Ничто человеческое военным не чуждо. К тому же рост оборонного заказа – это хороший повод простимулировать экономику на фоне мировой рецессии. Это относится уже к обеим сторонам. Не даром, российские предприятия оборонного комплекса уже на протяжении десяти лет показывают поступательный рост прибыли, львиную долю которого делает госзаказ на модернизацию вооруженных сил. Все это выступает драйвером экономического развития. Так что пусть заводы делают пушки, танки играют в догонялки по полигонам, а тысячи парашютистов застилают небо, создавая фон для удачного селфи. Лишь бы войны не было. Потому что это еще один сильнейший драйвер экономики. И лучше остальных это знают в Вашингтоне.