Сотрудничество России и Греции взаимовыгодно. Реплика Георгия Бовта


EPA

Читать Вести в MAX
Россия и Греция готовы начать новый этап в отношениях, тем более что отношения между нашими странами исторически основаны на общих духовных корнях. В этом смысле символично, что визит греческого премьера Алексиса Ципраса в Москву пришелся на канун празднования православными Пасхи.

Россия и Греция готовы начать новый этап в отношениях, тем более что отношения между нашими странами исторически основаны на общих духовных корнях. В этом смысле символично, что визит греческого премьера Алексиса Ципраса в Москву пришелся на канун празднования православными Пасхи. Заметим, кстати, что Ципрас – один из немногих европейских лидеров, уже давших согласие на визит в Москву на празднование Дня Победы. Хотя в ряде европейских стран нынешний визит подается как чуть ли не попытка Афин шантажировать ЕС своей дружбой с Москвой.

Россию же обвиняют в том, что она за счет особых отношений с такими странами, как Греция, Венгрия, Чехия, Австрия и Италия, которые выражают скептицизм в связи с антироссийскими санкциями, хочет, так сказать, вбить клин в ряды Евросоюза. Ради этого якобы готова чуть ли не помочь Греции с выплатой долгов. Кстати, визит Ципраса в Москву аккурат совпал с выплатой кредиторам 458 миллионов евро. В мае надо будет платить еще более 920 миллионов евро. До 2021 года Греция только в виде процентов должна выплачивать 6,5 миллиарда евро в год. Ее долг составляет 178% ВВП, это 320 миллиардов евро. России при всем желании такие долги не выкупить. Да и зачем? Максимум, о чем чисто теоретически могла бы идти речь, так это о краткосрочных мелких кредитах в условиях жесткого графика выплат. Афины ведь пока не договорились о реструктуризации долга и выделении кредиторами дополнительных 7 миллиардов евро, но уже подошли к черте, когда казна не сможет платить пенсии и зарплаты бюджетникам. Этот момент может настать, если до 24 апреля не достигнут временного компромисса. Если удастся миновать черту 24 апреля, то ситуация подвиснет до июня, когда нужно заключить уже постоянное соглашение о реструктуризации.

Но это все теория, а сухая практика такова. В ходе переговоров Ципраса с Владимиром Путиным было четко заявлено: Греция помощи у России не просит. А вот варианты взаимовыгодного сотрудничества имеются. Москва, надо заметить, имеет все основания по-разному строить отношения с теми странами ЕС, которые выступают против ужесточения антироссийских санкций, как Греция, и с теми, кто пытается в этой части бежать даже впереди немецкого паровоза с "машинистом" Меркель, которая выступает за жесткий подход.

Накануне визита говорилось о возможном ослаблении продуктового эмбарго России, введенного против ЕС и США в отношении именно Греции. Там есть целые деревни, которые специализируются на производстве продуктов для России, например, персиков. До половины греческого экспорта к нам составляет продовольствие. Общий же объем товарооборота составил в прошлом году 4,2 миллиарда долларов, упав по сравнению с позапрошлым на 40%. Россия также традиционно импортировала из Греции еще и молочную продукцию, и морепродукты. Греция в прошлом году была 33-й среди наших торговых партнеров.

Так что просто вывести эту страну из списка тех, на кого распространено эмбарго, Россия не может, о чем напомнил Владимир Путин. А что может? Можно, например, создать совместные предприятия, которые будут выведены из-под санкций. В этом направлении, кстати, уже работает мысль и в отношении Венгрии. Другая перспективная сфера – энергетическая. При предыдущем греческом правительстве, поддерживавшем антироссийские санкции, цена на газ для Греции была 400 долларов за тысячу кубометров, больше чем для Украины. Даже на фоне нынешнего падения цен на энергоносители можно рассмотреть варианты дополнительных скидок. Особенно в контексте подключения страны к проекту "Турецкий поток" по поставке российского газа в Турцию, а оттуда в Европу. Это проект был предложен Россией взамен "Южного потока", от которого Москва отказалась из-за сопротивления Еврокомиссии, поддерживаемой в том США.

Как раз на днях главы МИД Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции подтвердили желание участвовать в строительстве "Турецкого потока". Мощность трубопровода по максимуму составит 63 миллиарда кубометров, из которых около 50 миллиардов планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. А далее та же Греция, если через нее газ растечется по Южной Европе, сможет получать сотни миллионов за транзит, которые сейчас получает Украина. Ведь Греция, благодаря "Турецкому потоку", могла бы стать одним из основных энергораспределительных центров Европы. Что, в свою очередь, не только усилило бы ее позиции внутри ЕС, но и сработало бы на развитие греческой экономики, помогая расплатиться с долгами.
Если речь идет об укреплении внутри ЕС пророссийского лобби такими способами, то, что же, оно нам не помешает.