Европа беременна радикальным исламизмом

Запад возлагают большие надежды на отряды пешмерга в борьбе с радикалами из "Исламского государства", ведь курды на земле пока куда эффективнее крушат исламистов, чем американские бомбардировки. Курдов теперь обучают владеть новыми системами вооружения инструкторы из Берлина.

30 октября началась переброска бойцов курдского ополчения — пешмерга — из Ирака в Сирию транзитом через Турцию. Отряды спешат в город Кобани на помощь своим сирийским братьям-курдам, которые уже несколько месяцев удерживают город от натиска бойцов халифата Абу Бакра аль-Багдади. Подкрепление пока — 150 человек. Это вооруженные до зубов опытные бойцы. С ними же и груз оружия.

Запад возлагают большие надежды на отряды пешмерга в борьбе с радикалами из "Исламского государства", ведь курды на земле пока куда эффективнее крушат исламистов, чем американские бомбардировки. Курдов теперь обучают владеть новыми системами вооружения инструкторы из Берлина. Германия же с сентября снабжает их оружием. Это противотанковые системы, ракеты и автоматические винтовки.

Правда, армия халифата все время растет, в том числе и за счет притока сторонников радикального ислама из Европы. Лишь в Германии таких — до трех тысяч человек.

Мечеть в Германии, как правило, не соответствует классическому представлению о мусульманском культовом сооружении: никаких куполов и минаретов — обычный дом, молельня. Вы наверняка разочаруетесь, если, заходя в салафитскую мечеть, ожидаете найти там какие-нибудь атрибуты джихада: никаких тебе черных флагов с арабской вязью и кривых сабель — голые стены, ковер и расписание молитв.

Кабинет имама с затянутыми матовой пленкой окнами похож на уголок сетевого администратора, да он сам и есть дипломированный программист. Во внешности тоже ничего брутального, даже бородка не тянет на ваххабитскую. И вообще Моуниб Доукали из Туниса — само гостеприимство.

"Сперва необходимо дать правильное определение понятию "салафизм". Часто терминами манипулируют. Слово "салаф" в арабском означает "предки", те, кто хорошо разбираются в исламе, знают, что раньше под салаф понимали следующее: это те, кто следуют примеру своих предков. Мы символизируем ислам. Мы — мусульмане. Если вы под салафитами имеете в виду экстремистов, то я еще раз повторяю: мы дистанцируемся от этих групп", — подчеркнул имам мечети Гамбурга Моуниб Доукали.

То есть если не имеем в виду экстремистов, то они все-таки салафиты, и им в Германии пока еще приходится быть дипломатами. В утверждении "мы — мусульмане" нет противоречия, но есть недосказанность: салафиты только себя и считают истинными адептами ислама и отказывают в праве называться мусульманами тем, кто не разделяет их радикальных догм и не участвуют словом и делом в возрождении всемирного халифата. Их лидер Пьер Фогель — в исламе — Абу Хамза, бывший боксер, чемпион Германии в тяжелом весе — проповедует, как гвозди заколачивает.

"Мы должны призывать к исламу на улицах! Мы должны взывать к людям! Мы должны приходить в каждый дом — призыв к исламу должен быть везде! Мы не можем построить какую-то избушку в лесу, написать у нее над входом "ислам" и ждать, что кто-то заблудится и сам придет", — заявляет Фогель.

Мощно, но еще не экстремизм. Исламский экстремизм в Германии не публичен. Он вливается в уши на тайных собраниях, потоком идет в Интернет с неизвестных IP-адресов в виде роликов, качественно исполненных дипломированными программистами. Когда дело доходит до открытого экстремизма, он, как правило, уже называется "терроризмом".

Все исламские радикалы в Германии известны немецкой полиции и спецслужбам. Это может создать иллюзию того, что все под контролем, но только не у тех, кто помнит историю гамбургской ячейки "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", которая квартировала в доме 103 по Steindamm. Джихадисты, когда им надо, умеют быть незаметными и пользоваться нешариатскими законами Европы, которые гарантируют им гражданские права и свободы, в том числе свободу совести и собраний.

Бывшая мечеть Аль-Кудс, позже — Таиба. Спецслужбы наблюдали за ней, но у них не было явного повода заглянуть сюда до 11 сентября 2001 года. А если бы заглянули, возможно, и не было бы сегодня "Исламского государства", и наверняка Мохаммед Атта, который приходил в мечеть в течение трех лет, не оказался бы за штурвалом Boeing, врезавшегося в северную башню, и вместе с южной она бы стояла и по сей день. На теракт не было бы денег, потому что его финансирование тоже шло через Гамбург, через предпринимателя-сирийца Мамона Дарказанли.

Попытка позже осудить этого человека — еще одно свидетельство бессилия правоохранителей. Дело развалилось, при этом подозреваемому крупно повезло: то, что он был под следствием в 2004 году, помешало убийцам из американского ЧОПа Blackwater, засветившегося теперь и на Украине, выполнить заказ ЦРУ. След Дарказанли потерян. Возможно, его все-таки достали, может быть, он по-прежнему что-то финансирует, но не мечеть Аль-Кудс закрыли в 2010 году. Статистики относительно того, сколько таких же мечетей открылось, не существует, но спрос высок: ислам — самая быстрорастущая религия в Европе, только в Германии — 1400 новообращенных в год.

"Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк его," — вслед за Пьером Фогелем девушка повторяет формулу инициации, ни слова не понимая по-арабски. Но так, с непонимания, для кого-то и начинался путь в ИГИЛ. "Поздравим нашу новую сестру, а ты пойди и почитай литературу", — заканчивает ритуал бывший боксер — только что он выиграл еще один бой.

Исмаил Озен — гордость курдской общины Гамбурга — тоже бывший чемпион. Но свой авторитет он использует для того, чтобы объяснять молодым людям истинные цели исламистов. "Опять интервью? Ты дождешься того, что нам придется ходить сюда в бронежилетах", — не одобряет тренер.

"Я встречался с двумя ребятами, которые уже фактически собирали чемоданы в Сирию, — у них был контакт с исламистами. В одном случае было очень сложно — девушка отказывалась со мной разговаривать, была очень агрессивной, я для нее — неверный. А с парнем у меня поговорить получилось, он рассказал, что верит в Бога, знаком с радикалами, рассказал о своих финансовых проблемах. Я предложил ему заняться спортом и через какое-то время смог к нему пробиться, объяснить, что то, что ему внушают, — ложь, от того, что он погибнет или убьет несколько человек, он в рай не попадет. Сейчас я поддерживаю с ним связь. Он вернулся в семью. Все хорошо", — рассказал Исмаил. А вот про девушку Озен давно ничего не слышал — наверное, все-таки уехала на джихад.

Сенсацией стали цифры, опубликованные Frankfurter Allgemeine: в рядах милиции "Исламского государства" — не менее 1800 граждан Германии, что в четыре раза больше официально признанного их количества. И еще далеко не исчерпан рекрутский потенциал эмигрантских кварталов, где по шесть человек в двух комнатах и предоставленные сами себе дети вырастают в истинной бедности, которая не в отсутствии денег, а в неспособности и нежелании разглядеть жизненные возможности и потрудиться над их реализацией.

Только в турецкой общине 30% молодежи не имеют аттестата зрелости, зато телевизор, в котором по миру 220 салафитских каналов, и компьютер со стрелялками есть в каждом доме. Основная мысль протестной субкультуры гетто: мы не хотим жить в мире, где за уверенность, что ты не помрешь с голоду, приходится платить риском помереть со скуки, круто — поставить противника на колени и ткнуть ему в голову автомат.

"У салафизма очень высокий потенциал для вербовки. Радикалы подхватывают тех, у кого ничего нет, кто ничего не добился, кто не знает, что такое самореализация и успех. Эти люди говорят: мы принимаем тебя таким, какой ты есть, с аттестатом или без, было ли у тебя криминальное прошлое или нет, нам это неважно, мы рады тебя видеть рядом с нами, поехали в Сирию, чтобы там спасти человечество", — рассказал профессор исламоведения Мехди Чахрир.

Власти Германии в своей реакции на распространение салафизма не идут дальше обеспокоенности. Не хотят портить отношения с ваххабитской Саудовской Аравией, замечает Чахрир. Тут — большой бизнес: недавно продали ей 200 танков "Леопард".

Но чем дальше, тем сложнее игнорировать общественные настроения. В Гамбурге местные курды вышли на демонстрацию: "Помогите Кобани!" В этом сирийском городе курды отбиваются от атак "Исламского государства№. 8 октября такая же демонстрация закончилась массовой дракой с салафитами. Депутат городского парламента Гамбурга от партии левых Канзу Оздемир была свидетелем побоища.

"Недавние столкновения показали, что исламисты готовы применять насилие, они пускали в ход даже мачете. Эти люди призывают резать неверных в Германии, они готовы к насилию на улицах наших городов, их ни в коем случае нельзя недооценивать. Также необходимо перестать думать, что это — проблема закрытых эмигрантских сообществ, — это проблема всей Германии. Государство слишком поздно среагировало, упустило из поля зрения эту проблему", — уверена Канзу.

Это можно назвать родовой травмой политкорректности. В то время как власти по тем или иным причинам бояться перешагнуть ее черту, маргиналам это проще простого. "Болельщики против салафитов" — новое движение, за которым изначально стоит неонацистская организация PRO NRW. Первые акции в начале месяца собирали десятки человек, потом — сотни. В начале прошедшей недели центр Кельна громили пять тысяч. Это поставило под вопрос их следующую демонстрацию в середине ноября в Берлине, но тут важно другое: лидеры "болельщиков" подали заявку уже на 15-тысячный марш.

Если гимназисты-девятиклассники открыто обмениваются в социальных сетях фашистскими приветствиями и селфи с гитлеровскими усиками, то это — только вопрос времени, когда неонацисты поймут, что над ними нет власти, чтобы спрашивать разрешения, и их агрессия будет уже не против салафитов, а против мусульман и мигрантов вообще. На самом деле цель исламских радикалов именно в этом и состоит.