Сейчас в Киеве – затишье, но последние дни в украинской столице было так страшно, что местные жители спешили покинуть город. Переждать опасность вдали от дома стремились и жители Западной Украины. Многие отправились в Россию – к родне.

Сейчас в Киеве — затишье, но последние дни в украинской столице было так страшно, что местные жители спешили покинуть город. Жители центра снимали углы на окраинах, бронировали номера в областных домах отдыха. Переждать опасность вдали от дома стремились и жители Западной Украины. Многие отправились в Россию — к родне.

Ранним утром Киевский вокзал Москвы встречает пассажирские поезда из Украины.

– Как в Чернигове обстановка?
– Нормально, погромы идут.

Это не беженцы, но многие напуганные жители поспешили оставить Киев и некоторые другие украинские города после экстремистского беспредела. В 9-часовом поезде Киев — Москва практически нет свободных мест. Приехавшие – и коренные украинцы, и русские, когда-то переселившиеся на новое место жительства.

"Страшно, конечно. Все жители просто не знают, что будет дальше. У нас просто нет никаких комментариев. Мы переживаем. Старинный город, только воюют немного. Мы очень переживаем. Как скоро завершится? Мы очень надеемся, что в ближайшие дни. Мы любим свой город. Мы русские, мы вернулись домой, чему очень рады", — говорят пассажиры.

За своих родных и близких переживают в Москве, Казани, Петрозаводске, Брянске, Челябинске, Белгороде. В России практически нет такого города, где не проживали бы выходцы с Украины. Оттуда имеет корни практически каждый третий житель Новосибирска. Здесь готовятся к открытию памятника в честь 200-летия великого украинского поэта Тараса Шевченко и с тревогой следят за новостями из Киева.

"Воспринимаем это с большой печалью. Сердце кровью обливается от того несчастья, что сейчас происходит в Киеве. Ждем, чтобы это несчастье разрешилось благополучно, и чтобы не пролилось больше крови. Где происходят какие-то мирные протесты, всегда рядом находятся радикалы, которые провоцируют, и так далее. И поэтому достаточно спички, достаточно искры, чтобы разгорелось пламя", — говорит руководитель новосибирского Центра украинской культуры Владимир Павок.

В Самарской области украинская диаспора — четвертая по численности. Практически каждый готов принять в своем доме украинских братьев, оказать им помощь.

"Возмущены той нестабильностью, возмущены провокаторами, экстремистами. И остается надежда, что удастся договориться всем разумным сторонам конфликта, что удастся, сев за стол переговоров, выработать приемлемый для всех разумных граждан вариант, что удастся отсечь эти провокационные, экстремистские, хулиганские, бандитские элементы и Украина обретет наконец мир, душевное спокойствие", — говорит заместитель председателя национального культурного общества украинцев Самарской области "Проминь" Александр Завальный.

Кадры киевской хроники: кровавое побоище, руины и баррикады в историческом центре города, еще недавно красивейшем месте Европы. Все это больно видеть и не только украинцам.

"Сердце кровью обливается, когда я смотрю, что происходит на Майдане, когда уничтожено, сожжено такое количество зданий, и непонятно, чем и под какими лозунгами все это закончится", — говорит член общества украинской культуры в Карелии Олег Мицилюк.

"Мы хотим, чтобы очистили самую красивую улицу в мире — Крещатик. Я в Киеве учился. Мы этого очень сильно хотим, потому что это не мирная демонстрация — это, так сказать, бардак! Надо власти быть поумнее, и народу — тоже. Украина должна сама сделать свой выбор", — уверен председатель Украинской национальной автономии Екатеринбурга Петр Щербина.

Украинский дом в Екатеринбурге – это мастер-классы по национальной кухне, одежде, танцам, музыке. Тут же — курсы украинского языка, которые посещают в том числе и русские.

"Геном, который вложен в каждого русского — он все равно сейчас будет просыпаться. Пришло время, и оставаться равнодушным по поводу того, что происходит на Украине, в Киеве, русский не может. Это касается каждого", — говорит жительница Екатеринбурга Ирина Тарикина.

Во многих городах России активисты украинских культурных центров обсуждают, как можно помочь своим братьям по ту сторону границы. И очень надеются, что до гуманитарной катастрофы дело все же не дойдет. И это касается не только тех, в чьих жилах течет половина, четверть или одна восьмая украинской крови.