1 апреля стало известно, что банк JP Morgan Chase заблокировал денежный платеж посольства России в Астане, направленный страховой компании ОАО "СОГАЗ". В МИД России рассматривают данное решение как "абсолютно неприемлемое, противозаконное и абсурдное".

1 апреля стало известно, что банк JP Morgan Chase заблокировал денежный платеж посольства России в Астане, направленный страховой компании ОАО "СОГАЗ". Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что банк JP Morgan Chase заблокировал перевод "под предлогом антироссийских санкций". Лукашевич отметил, что в МИД России рассматривают данное решение как "абсолютно неприемлемое, противозаконное и абсурдное".

Цена дипломатических отношений — меньше пяти тысяч долларов. Транзакцию на эту сумму приостановил американский банк JP Morgan Chase. И это могло бы остаться незамеченным, если бы отправителем денег не было посольство России. До сих пор не до конца понятно, является ли действие JP Morgan частью американских санкций.

Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что банк JP Morgan Chase заблокировал перевод "под предлогом антироссийских санкций". Лукашевич отметил, что российский МИД рассматривает данное решение как "абсолютно неприемлемое, противозаконное и абсурдное".

Скорее всего, банк решил выслужиться перед американскими властями. И оказал им медвежью услугу. Теперь решение JP Morgan может сказаться на работе посольства США, которое могло и не знать о той транзакции.

Как вообще вышло, что перевод денег из российского посольства в российскую компанию выполнял американский банк? На самом деле, транзакцию выполнял казахский банк. Об этом говорят источники. А вот JP Morgan выполнял корреспондентские функции. То есть был зарубежным посредником и работал по соглашению. А значит, JP Morgan также нарушил собственный договор.

Другая версия происходящего: поступок JP Morgan не связан с санкциями. Еще до событий на Украине Америка ограничила сотрудничество с российскими банками под предлогом борьбы за прозрачность. С последствиями уже столкнулись Сбербанк и ВТБ, а также несколько коммерческих банков. Однако транзакции дипломатов выходят за рамки коммерческих интересов.

Кстати, присутствие JP Morgan в России весьма велико. Только займов — на 4,7 миллиарда долларов. И транзакция на пять тысяч долларов все это ставит под угрозу.

Еще опаснее теперь положение Citigroup и Goldman Sachs. У Citigroup в России – больше миллиона клиентов. А Goldman Sachs и вовсе консультирует российское правительство по вопросам имиджа.

JP Morgan также сотрудничал с банком "Россия". Именно с ним связаны самые громкие санкции. Платежные системы MasterCard и Visa блокировали его операции. В ответ банк "Россия" перешел на расчеты исключительно в рублях. А российские банки собрались создать свою платежную систему.

"В России уже есть несколько таких систем, которые объединяют 100-140 банков. И мы предложили нашим коллегам, как и другие банки, построить межхостовое соединение и организовать расчеты внутри страны по карточкам между банками. И мы такую работу с несколькими крупнейшими банками уже ведем. В принципе, буквально, за два-три месяца это можно полностью сделать", — полагает Михаил Задорнов, председатель правления ВТБ24.

Самым болезненным стало так называемое соглашение FATCA. Оно предполагало обмен налоговой информацией с США. Закон принят в 2013 году и должен был вступить в силу с января 2014 года. Оставались формальности вроде перевода соглашения. Но по инициативе американских властей его отложили на полгода, до 1 июля.

Впрочем, помимо американского буксира, есть и российские преграды. По закону, компании не могут передавать свои данные иностранным налоговикам.

"Мы ждем от законодателей – Государственной думы, Совета Федерации, правительства изменений в законы, прежде всего, в Закон о банковской деятельности, чтобы банки могли, не нарушая российские законы, исполнять все требования, которые предусмотрены FATCA", — рассказал Владимир Сенин, заместитель председателя правления по связям с органами государственной власти "Альфа-банка".

"Вопрос непростой. Не со всеми банками налоговые органы вообще захотят такие соглашения подписывать. Однако, я надеюсь, это предложение было высказано с точки зрения такого резервного варианта", — добавил Артем Констандян, президент "Промсвязьбанка".

Кто не раскроет данные даже не по своей вине — получит санкцию. Сначала 30% налог с любого пассивного дохода от американских активов. Это, к примеру, процентные выплаты. А с 2017 года такой же сбор — с выручки от продажи акций или облигаций американских компаний и даже транзитных платежей. Важно отметить, что это касается только тех банков, кто проводит операции в США.