Тема:

Аварии "Протона" 1 год назад

"Протон" упал из-за низкого давления в рулевом двигателе

Ракета-носитель "Протон-М", стартовавшая сегодня с Байконура в 01 час 42 минуты по московскому времени, потерпела аварию на девятой минуте полета. Ракета сгорела в плотных слоях атмосферы вместе с полезной нагрузкой — мощным спутником связи "Экспресс-АМ4Р". По предварительным данным, причиной аварии стало падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя, сообщил ИТАР-ТАСС руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

Для определения точной причины аварии, отметил он, нужно изучить телеметрию. В настоящее время работает межведомственная комиссия по расследованию причин ЧП, которую возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. Планируется, что комиссия составит итоговый акт к 10 июня.

К настоящему моменту по данным телеметрии известно, что головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успела отделиться от третьей ступени "Протона", спутник не был выведен на орбиту. Разрушение третьей ступени носителя, на которой не сработал рулевой двигатель, произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 километров в секунду.

Отказавший рулевой двигатель разработан Воронежским конструкторским бюро химавтоматики и изготовлен Воронежским механическим заводом (ВМЗ). На ВМЗ создана своя экспертная комиссия, которая изучает все обстоятельства нештатной работы двигателя.

Как уточнил Остапенко, головная часть "Протона-М" с разгонным блоком "Бриз-М" сгорела в атмосфере над Китаем. При этом, уточнил глава космического агентства, ни один фрагмент ракеты-носителя, разгонного блока и спутника "Экспресс-АМ4Р" не достиг Земли.

Росгидромет со своей стороны сообщил, что авария ракеты-носителя "Протон" не создала опасного загрязнения среды ядовитым топливом — гептилом. В ракетно- космической отрасли уточнили, что токсичное ракетное топливо, которым был заправлен "Бриз-М", и остатки топлива в третьей ступени "Протона" просто сгорели в атмосфере.

По данным Ингосстраха, "Протон-М" со спутником "Экспресс-АМ4Р" были застрахованы в этой компании на 7,8 миллиарда рублей. Стоимость космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" составила порядка 150 миллионов евро, то есть около 7,2 миллиарда рублей по курсу ЦБ на 16 мая. Запуск следующего космического аппарата серии "Экспресс" — "Экспресс-АМ6" — на ракете "Протон-М" должен был состояться 15 июля также с Байконура.

Однако, отметили во ФГУП "Космическая связь" (операторе спутников), из-за сегодняшней аварии "дальнейшие планы по стартам пока не ясны". "В этом году у нас еще три спутника должны быть запущены: "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8", очень рассчитываем их реализовать", — отметили в компании.

Между тем, Роскосмос планирует до конца года провести еще два запуска ракет-носителей "Протон-М" в рамках Федеральной космической программы. Предыдущая авария с "Протоном" произошла 2 июля 2013 года: через минуту после старта ракета с разгонным блоком ДМ-03 и тремя спутниками "Глонасс-М" упала на территории Байконура, откуда была запущена. Ущерб от аварии оценили в 4,4 миллиарда рублей, так как запуск не был застрахован. Причиной ЧП стала неправильная установка датчиков угловых скоростей при сборке ракеты в ноябре 2011 года.

Космический аппарат "Экспресс-АМ4Р", который в ночь на пятницу сгорел в атмосфере после запуска с космодрома Байконур, был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь". Аппарат массой около 5,8 тонн построен на базе платформы Eurostar Е3000 был оснащен 63 транспондерами С-, Кu-, Ка-, L-диапазона и 10 антеннами для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ. "Экспресс-АМ4Р" должен был встать в точку стояния 80 градусов восточной долготы, что позволило бы ему обеспечить связь от Калининграда до Норильска. Это был самый мощный и высокотехнологичный на сегодняшний день российский спутник связи, который должен был стать третьим космическим аппаратом серии "Экспресс", запущенным в 2014 году.