Тема:

Аварии "Протона" 4 года назад

Падение "Протона" нанесло 7-миллиардный ущерб


фото EPA


фото EPA

В 150 миллионов евро оценивается стоимость разбившегося спутника "Экспресс-АМ4Р". Спутник был застрахован в "Ингосстрахе" более чем на 7 миллиардов 800 миллионов рублей. Страховка учитывала и кредиты, под которые космический аппарат создавался.

В 150 миллионов евро оценивается стоимость разбившегося спутника "Экспресс-АМ4Р". Спутник был застрахован в "Ингосстрахе" более чем на 7 миллиардов 800 миллионов рублей. Страховка учитывала и кредиты, под которые космический аппарат создавался.

Так как "Экспресс-АМ4Р" так и не был введен в эксплуатацию, то его потеря на качестве услуг "Космической связи", которой принадлежит аппарат, не сказалась. "Все сети работают в штатном режиме, — заверила пресс-служба "Космической связи" ИТАР-ТАСС. — Мы предпринимаем усилия, чтобы эта авария никак не отразилась на функционировании сети".

Космический аппарат "Экспресс-АМ4Р" в ночь на 16 мая 2014 года сгорел в атмосфере после запуска с космодрома Байконур на ракете-носителе "Протон-М". Спутник создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь". Спутник построен на платформе Eurostar E3000. Его масса – 5800 килограммов. На космическом аппарате были установлены 63 транспондера различных диапазонов волн и 10 антенн для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России от Калининградской области до Норильска и стран СНГ.

15 июля с космодрома Байконур должен был быть запущен "Экспресс-АМ6" на ракете-носителе "Протон-М". Но в связи с катастрофой его запуск может быть отложен. Всего в 2014 году планировалось запустить три спутника серии "Экспресс-АМ".

"Экспресс-АМ4Р" – это самый мощный и высокотехнологичный российский спутник связи.

Тем временем очередная российская космическая неудача вызвала сожаление у депутатов Госдумы.

"Надеялся, что история неудачных пусков осталась в прошлом после смены руководства Роскосмоса, — отметил первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев. — Сейчас необходимо тщательно разобраться. Я не исключаю, что должна быть и депутатская группа и группа со стороны общественных институтов, чтобы внимательно проанализировать ситуацию как со стороны системных вопросов и расстановки кадров, так и обеспечения правильной работы. Я думаю, что здесь нельзя обойтись не только без Госдумы, дополнительного анализа материалов проверок Счетной палаты, но и такого достаточно эффективного механизма, как общественный контроль, как Народный фронт".

По мнению Гутенева, вина за падение "Протона-М" лежит на прежнем руководстве Роскосмоса, руководителях предприятий и, наверное, тех в правительстве, кто отвечает за космическую тематику.

"Причины случившегося кроются в длительном нахождении отрасли вне пристального внимания и общественного контроля", — резюмировал депута Госдумы Гутенев.

Ракету-носитель "Протон-М" в ближайшее время планируется заменить на ракету тяжелого класса "Ангара-А5". Испытания новой космической ракеты должны пройти осенью 2014 года на космодроме Байконур.

"Протон-М" на сегодняшний день является единственной российской тяжелой ракетой, способной выводить на орбиту полезную нагрузку большой массы. При этом ракета-носитель "Протон-М" использует в качестве топлива весьма токсичный гептил.

Первый пуск "Протона-М" состоялся в апреле 2001 года. С того момента было совершено более 80 стартов. Только девять из них оказались неудачными, считая сегодняшний. Первая авария произошла в 2006 году: отказал двигатель. Аппарату не хватило нескольких секунд, чтобы выйти на орбиту. После установления причины катастрофы разгонный блок был усовершенствован, но аварии на этом не прекратились. В 2010 году начинается новая серия неудачных запусков. Ракеты не взлетают в 2010-м и 2011-м годах. Сразу две ракеты взрываются на старте в 2012-м. В июле 2013-го жители всего мира наблюдают крушение ракеты в прямом эфире. Позже комиссия выяснила: все системы были исправны. Авария произошла из-за неправильно установленных во время сборки датчиков. Конструкторы внесли некоторые изменения, после чего было произведено восемь удачных запусков.

По сравнению с "Протон-К" "Протон-М" стала легче, конструкторы улучшили топливную систему, доработали автоматику — в результате увеличилась грузоподъемность носителя на 650 килограммов.

Ракеты УР-500К, более известные как "Протон-К", — достойное продолжение традиций советской космонавтики. Первые комплексы такого типа начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века.

В новой "Ангаре" будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина, а в качестве окислителя выступит жидкий кислород. Такая ракета-носитель значительно безопаснее при использовании, отметили в Центре имени Хруничева. Первый пилотируемый запуск "Ангары-А5" с космодрома Восточный запланирован на 2018 год.