Прошедший в Минске саммит СНГ прошел без президента той страны, где еще до Майдана были самые низкие в Европе зарплаты, но зато сейчас там самые высокие европейские амбиции. Президента Украины на саммите представлял минский посол Украины. Президентам было о чем поговорить, особенно российскому и белорусскому, благо накануне и белорусский парламент ратифицировал Договор о создании Евразийского союза. Там же, в Минске, прошла и отдельная встреча всех трех президентов стран-участниц этого Союза: Путина, Лукашенко и Назарбаева.
Таможенный союз уже действует. С 1 января — свободное движение людей и большей части товаров и услуг. С 2019 года — единый рынок электричества. С 2016-го — единый рынок лекарств и медицинских изделий. Не позже 2025 года — единый рынок финансовых услуг и даже газа, нефти и нефтепродуктов.
Впервые с 1991 года у наших стран появляется наднациональный орган — Евразийская комиссия, во главе которой — Виктор Христенко. В последние месяцы он, бывший вице-премьер России, ушел в тень, с головой погрузился в подготовку к "запуску" Союза. "Вестям в субботу" председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко рассказал уже не про "тройку", а про "четверку", ведь на саммите в Минске о присоединении к Союзу объявила и Армения, но у нее ведь нет с нами общей границы.
- Виктор Борисович, сегодня — новый этап: большая евразийская "тройка" стала "четверкой": к России, Белоруссии, Казахстану присоединилась еще и Армения. Но у Армении с этими странами нет общей границы. Каким образом будет осуществляться это взаимодействие?
— Присоединение Армении к Евразийскому союзу — действительно огромное событие. Это реальный успех и евразийской интеграции, и Армении на пути к сближению. Граница — это атрибут в какой-то степени почти бытовой логики. Сама по себе граница — это лишь сложность инфраструктуры. Это означает, что для Армении при поставках товаров надо будет пересекать государственную границу не только свою, но еще какого-то государства, Грузии, например, чтобы попасть на единый рынок уже Евразийского союза.
- Это не проблема?
- Не проблема.
- И проблема, может быть, даже меньшая, чем, например, возможность товарам с Дальнего Востока попасть в Москву в рамках одной страны, с точки зрения цены, с точки зрения самой логистики. Второй момент, что мы говорим о границе обычной, когда вспоминаем про товары. Но ведь Евразийский союз — это четыре степени свободы. Это товары, услуги, капиталы, рабочая сила. И для последних трех фактор границы менее значим как таковой, потому что для трудовых ресурсов это просто опять-таки транспортное плечо. С этой точки зрения, добраться от Еревана до Москвы или до Новосибирска, наверное, не сложнее, чем из Владивостока — до Новосибирска. Я уже не говорю о финансовых услугах. Здесь вообще многие потоки просто виртуальные, электронные, они проходят через спутниковые системы. Поэтому никаких препон, преград для интеграции отсутствие общей границы не создает.
Но есть, конечно, один момент, который, на первый взгляд, позволяет ликовать противникам союзного проекта, ведь изначально планировалось, что в число стран-учредителей нового Союза войдет и Украина. А теперь ее президента не было даже на саммите СНГ. Так неужели все?! Не будем торопиться. При запуске евразийского проекта говорилось, что, с одной стороны, в Евразийском союзе будут учтены все системные ошибки ЕС (вроде запуска единой валюты без проработки антикризисных правил). Но, с другой, — по целому ряду вопросов "евразийцы" не будут "изобретать велосипед", в частности, постараются перенять у ЕС лучшие технические стандарты и регламенты, в том числе на предмет того, чтобы в будущем создать "единую зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока" (между которыми располагается и Украина, в какой Союз она ни входила).
Украина с ее европейскими лозунгами, но с самой низкой в Европе зарплатой пытается теперь переход на такие общеевропейские стандарты оттянуть. А вот для "союза равных", для России, Белоруссии, Казахстана, а теперь и для Армении это, как выясняется, — план действий, потому что всем понятно: конечно, не завтра, но в обозримом будущем нашим двум союзам друг от друга никуда не деться. Опять же, где бы там ни числилась Украина?..
- Учитывая нынешнее охлаждение отношений с Европой, идея единой зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока не похоронена?
- Такого рода большой проект между Евразийским и Европейским союзами, с моей точки зрения, абсолютно необходим. Его надо проговаривать, прописывать, и если мы такую долгосрочную цель, такую задачу перед собой поставим, уверяю вас, многие страсти улягутся и найдут свое место как простые решения.
- Тогда придется практически объединить усилия Евросоюза и Евразийского экономического союза?
- К такого рода объединению усилий, к такого рода глубокому партнерству мы рано или поздно все равно придем.
- То есть охлаждение с Европой пройдет?
- Я в этом абсолютно уверен. Вопрос, когда это произойдет? Но в том, что это неизбежно случится, я абсолютно уверен. Лучше бы раньше.












































































