Федеральная служба исполнения наказаний начала масштабную проверку в Челябинском СИЗО, где ночью 9 декабря заключенные устроили беспорядки. В беспорядках участвовали около сотни человек. Все спровоцировал один из осужденных, отказавшийся выйти из камеры по требованию сотрудников изолятора.
Камера №110. Именно здесь начиналась акция неповиновения, организованная арестантами. Ее последствия чувствуются здесь до сих пор. В воздухе — едкий запах гари. На потолке — толстый слой копоти. А куски ваты — это все что осталось от матрасов, которые жгли прямо в камере.
Но все это "огненное шоу", скорее всего, было лишь отвлекающим маневром. Пока блок заволакивало густым дымом, заключенные умудрились проделать в стене толщиной почти метр дыру.
Взбунтовались сразу 30 камер. Их обитатели стучали по столам посудой, лили в коридоры изолятора воду, даже поджигали свои постельные принадлежности.
"Уже через несколько минут — и все тут было блокировано. Мы начали осужденных призывать и убеждать, чтобы они прекратили эти действия, потому что они ни к чему хорошему не приведут", — рассказывает о произошедшем начальник ФКУ "СИЗО-1" главного управления ФСИН по Челябинской области.
Часть заключенных попытались нанести себе увечья с помощью одноразовых бритв, которые здесь не запрещены.
Порезать себе руки — это знак протеста. Правда, против чего именно протестовали обитатели СИЗО, сами они не смогли объяснить даже многочисленным правозащитникам, которые на следующий день после бунта были допущены в изолятор.
Слухи о том, что в СИЗО арестантов якобы не кормят, заставляют мыться в холодной воде и отключают в камерах отопление, подавляющие большинство заключенных называет провокацией.
"Если люди сами отказываются от приема пищи, — это не означает, что плохо кормят", — говорит подследственный Олег Шульмин.
- По вам видно, что кормят хорошо.
"Да, хорошо кормят", — подтверждает Шульмин.
Накануне ночного бунта изолятор с проверкой посетили сотрудники областной прокуратуры. В надзорном ведомстве не нашли ни одного из нарушений, которых уже на следующий день, по словам заключенных, набралось с десяток.
"Мы проверили всех заключенных, во всех камерах побывали. Вопросов у нас не возникло. Такие акции неповиновения со стороны тех лиц, которые находятся в местах лишения свободы, готовили те, кто находится на свободе, в том числе представители криминального мира", — рассказывает прокурор Челябинской области Александр Войтович.
Если так, время выбрано как нельзя удачное. Два года назад взбунтовались заключенные в исправительной колонии №6 города Копейска. А через две недели суд должен вынести приговор бывшему начальнику этого спецучреждения. По факту массовых беспорядков в Челябинском СИЗО №1 уже тоже возбудили уголовное дело. Найти организаторов этой наверняка хорошо спланированной провокации следствие рассчитывает довольно скоро.
"На территории следственного изолятора работает следственно-оперативная группа. Которой устанавливается круг лиц, которые относятся как к организаторам преступления, так и к участникам. Есть основания предполагать причастность к преступления уже конкретных лиц из числа заключенных", — пояснил старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области Владимир Шишков.
К установлению всех обстоятельств ночного инцидента сейчас подключились не только комиссии целого ряда профильных ведомств, но и многочисленные борцы за права человека. Только вот прав этих, выходит, намного меньше у сотрудников изолятора, чем у предполагаемых убийц и насильников, которых они охраняют.





















































































