США ударили по России виртуальными санкциями за Крым

И США, и ЕС ввели санкции против российских и украинских чиновников, которые, по мнению Запада, виноваты в эскалации кризиса на Украине и организации референдума в Крыму. Всем им запрещен въезд на территорию США и в зону Шенгена, а их активы в зарубежных банках должны быть заморожены. Если они есть.

И США, и Евросоюз ввели санкции против российских и украинских чиновников, которые, по мнению Запада, виноваты в эскалации кризиса на Украине и организации референдума в Крыму. Всем этим людям запрещается въезд на территорию США и в зону Шенгена, а их активы в зарубежных банках должны быть заморожены. Если, конечно, такие активы есть. Списки, впрочем, небольшие. В американском — всего 11 фамилий, в европейском — 21.

Барак сказал, Барак сделал. Санкции введены, и надо полагать в Белом доме считают, что теперь Россия невероятно устрашена и подавлена, а попавшие в список чиновники должны, видимо, начать расстраиваться. Однако пока этого как-то незаметно.

Не имеющий возможности спросить президента США лично, вице-премьер Дмитрий Рогозин интересуется через Twitter: все ли учли в Вашингтоне, когда вводили санкции?

"Вот оно и пришло ко мне – настоящее мировое признание. Спасибо Вашингтонскому обкому! Товарищ Обама, а что делать тем, у кого нет ни счетов, ни собственности за границей? Или вы об этом не подумали?" – интересуется российский вице-премьер у главы США.

Помимо Дмитрия Рогозина в вашингтонский санкционный список попали помощник президента Владислав Сурков, советник президента Сергей Глазьев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сенатор Андрей Клишас, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Всем им будет запрещен въезд в США, их активы и собственность будут блокированы.

"Если Россия продолжит вмешиваться во внутренние дела Украины, мы готовы расширить список санкций. Мы хотим дать понять, что дальнейшее нагнетание напряженности приведет только к изоляции России. Мы продолжим поддерживать Украину", — подчеркнул в своем выступлении в Белом доме президент США Барак Обама.

Подобный список подготовил и Евросоюз. В нем 13 человек, среди них, по некоторым данным, трое военных, в их числе командующий Черноморским флотом.

Отдельно принят новый исполнительный указ президента США. Согласно ему разрешается вводить карательные меры против лиц и организаций, действующих в интересах военной промышленности России, а также "оказывающих материальную поддержку" лицам из "черного списка".

Российские чиновники отреагировали спокойно.

"Решение вызывает недоумение, — отметила депутат Госдумы Елена Мизулина. – хотя мы ждали санкций. Потому что ни счетов, ни недвижимости ни у меня, ни у членов моей семьи за рубежом, за пределами Российской Федерации нет. Что есть? Есть правовые взгляды, есть нравственные принципы, есть вера в Россию".

И правда, история эта выглядит вроде пугающе, как же — санкции. Но так ли они страшны? Так ли важен командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Александру Витко запрет на въезд в Европу, если он и так, являясь секретоносителем, за пределы России выезжать не может.

Кроме того, еще в 2013 году был принят закон, запрещающий иметь российским чиновникам собственность и активы за рубежом. И по идее, они должны были его исполнить. Если нет — сами виноваты. Предупреждали ведь!

Кроме того, санкции — это да, но сотрудничество Вашингтона и Москвы в США отменять не намерены. Представитель администрации Обамы заявил журналистам, что США исходят из того, что Россия продолжит сотрудничество по Ирану и Сирии.

Представитель администрации добавил: "Мы сохраняем открытой дверь для деэскалации обстановки на Украине и продолжаем диалог с российскими официальными лицами".

Наш МИД, впрочем, тоже заявил, что учитывая обращения со стороны США и европейских государств, ведомство подготовило и передало неделю назад основным партнерам в США, Европе и других регионах российские предложения о том, как могло бы быть организовано внешнее содействие тем шагам, которые должны предпринять сами украинцы для выхода из кризиса.

А именно МИД предложил сформировать компактную Группу поддержки для Украины в составе, приемлемом для всех украинских политических сил. То есть политический диалог никто, несмотря на санкции, не отменял.

При этом россияне, согласно опросам, проведенным двумя ведущими фондами, имеют такую позицию по ситуации вокруг Крыма: на вопрос "Должна ли Россия защищать интересы русских и других национальностей в Крыму?" 94 процента ответили — да.

На вопрос "Должна ли это делать Россия, если даже такие действия осложнят отношения с другими странами?" — да ответили 83 процента. И 91 процент согласился с присоединением Крыма в качестве субъекта к России. Всего лишь 5% — против этого. При этом, по словам самих социологов, данные по регионам и столичные показатели практически совпадают.

"И мы видим фантастические цифры. Ни по одному вопросу никогда мы не видели такого единодушия. И это неслучайно. Наши предыдущие опросы, обычный мониторинг, показывали, что степень внимания, степень переживания, степень интереса к этой теме были феноменальными", — отметил президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Александр Ослон.

"Даже в Москве, где, понятно, сосредоточено наибольшее число оппозиционно мыслящих наших граждан и избирателей, тем не менее, мнение о том, что присоединение и воссоединение Крыма с Россией является правильным и необходимым абсолютно доминирует", — поясняет генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

Понятно, что могут последовать и другие санкции со стороны США и ЕС. Но вот что важно: обещание начать ввод экономических санкций крайне беспокоит в первую очередь самих европейцев.

Одно дело закрыть въезд в ЕС нескольким русским чиновникам, другое — отказаться от миллиардных контрактов. Например, министр финансов Латвии сегодня высказался вполне определенно: ЕС, обсуждая ввод санкций против России, должен определиться с компенсациями для тех своих стран, экономику которых такие санкции могут задеть в наибольшей степени.

И неясно: например, американская компания Boeing половину титана для самолетов, в том числе военных, покупает в России. Будут ли санкции распространены на этот вид сотрудничества?

Или, например, половина американских АЭС работает на российском топливе. Готовы ли от него отказаться за океаном?