К таким "подаркам" армии на юго-востоке Украины, к сожалению, уже привыкли: "Град" и "Ураган" – это не подробности метеопрогноза, а установки залпового огня, которыми украинские военные утюжат Донецк и его пригороды. Вновь обстреляна территория химического предприятия "Стирол" в Горловке.

К таким "подаркам" армии на юго-востоке Украины, к сожалению, уже привыкли: "Град" и "Ураган" — это не подробности метеопрогноза, а установки залпового огня, которыми украинские военные утюжат Донецк и его пригороды. Вновь обстреляна территория химического предприятия "Стирол" в Горловке. И это не случайные попадания, завод уже несколько раз горел.

Градообразующее предприятие является крупнейшим на Украине. С начала мая производство остановлено. как сказано в официальном пресс-релизе, "из-за нестабильной обстановки и нежелания подвергать риску местных жителей". Аммиак, который находился на заводе, выработали, работников распустили по домам. Но вот новое заявление пресс-службы: регион — на грани экологической катастрофы.

"Официально заявляю, что в результате бездумных действий украинской армии жители Украины, России и Белоруссии подвергаются огромной опасности, предсказать размеры экологической катастрофы невозможно", — отметил пресс-секретарь компании "Стирол" Павел Брыков.

По словам Брыкова, авария на "Стироле" повлечет за собой утечку на соседнем Горловском химическом заводе. Хранящийся там мононитрохлорбензол, учитывая погодные условия, превратится в облако с радиусом поражения 300 километров. Это вещество еще называют кровным ядом. Попадая в организм человека, оно буквально расщепляет печень, костный мозг и вызывает летальный исход. Под ударом Донецк, Мариуполь, Луганск, часть Ростовской области и Белоруссии.

"Это вещество, которое относится ко второму классу опасности. Если оно попадает в организм человека, то попадание даже одного миллиграмма приведет к летальному исходу", — предупреждает пресс-секретарь Российского союза химиков Дарья Ярцева.

Но и это еще не все. Там же в Горловке проходит ветка крупнейшего в мире аммиакопровода. Он берет свое начало в Самарской области на предприятии "Тольяттиазот" и тянется 2500 километров до Одессы. Ежегодно по трубе перекачивается несколько миллионов тонн аммиака.

"Если говорить чисто об аммиаке, то это компонент, которые при растворении в воде дает едкую щелочь. Ну, представим, что мы дышим щелочью, что с дождем на нас выпадает щелочь, что почва, вода защелачиваются. Причем концентрации там будут огромные. Сам по себе аммиак крайне токсичен и пожароопасен. Так как это газопровод, там не будет взрыва, это не цистерна, там возможен мощный пожар. И последствия этого пожара могут распространяться на большие территории", — предупредил председатель центрального отделения российской Зеленой лиги Сергей Симак.

До сих пор на аммиакопроводе не было ни одной аварии, сравнивать не с чем, но понятно, что помимо экологической катастрофы может наступить и экономическая. За примерами далеко ходить не надо: в 2012 году Украина в одностороннем порядке прекратила перекачку российского аммиака по своему участку трубы, и это едва не вызвало остановку "Тольяттиазота".

"Наши производители переориентируются на другие рынки, поскольку это уже не первый случай в торговой деятельности между "Стиролом" и нашими поставщиками аммиака. Поэтому я думаю, что они уже нашли новые рынки сбыта", — отмечает Дарья Ярцева.

Защиты от техногенной катастрофы не предусмотрено при той интенсивности огня, которую демонстрируют карательные батальоны: попадание, которое станет последним, может случиться в любой момент.

Предприятия подобного масштаба и подобного рода деятельности, конечно, являются режимными объектами. Но ни колючая проволока ни военизированная охрана не могут справиться с артиллерией. И емкости со смертельно опасными химикатами сегодня — такая же мишень как жилые дома, школы и детсады. И похоже, что новым киевским властям нет никакого дела до защиты предприятий и жизней миллионов людей, которые могут оборваться в результате необдуманного обстрела.