В Лондоне над резиденцией британского премьера подняли шотландский флаг. Правда, сделать это с первого раза не получилось. Цель акции - призвать к сохранению единства в преддверие предстоящего референдума о статусе Шотландии. Он уже совсем скоро - 18 сентября.

В Лондоне над резиденцией британского премьера подняли шотландский флаг. Правда, сделать это с первого раза не получилось. Цель акции — призвать к сохранению единства в преддверие предстоящего референдума о статусе Шотландии. Он уже совсем скоро — 18 сентября.

Сине-белый флаг Шотландии поднимают над лондонской резиденцией британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Но, не пройдя и половину пути по флагштоку, знамя слетает к его подножию из-за отвязавшейся веревки. Завершить операцию удается только со второй попытки. Эта символическая акция, которую планировали как знак единства Шотландии и Великобритании, обернулась провалом. Некоторые местные СМИ даже окрестили ее пиар-фиаско. А многие увидели в этом дурное предзнаменование. Мол, в преддверие референдума о выходе из состава Соединенного Королевства даже флаги Шотландии и Британии не хотят висеть рядом.

Впрочем, для сторонников единства есть и более веские поводы для беспокойства. На этой неделе число тех, кто хочет отделиться, впервые превысило половину от общего количества готовых проголосовать. 51 процент против 49. Премьер Дэвид Кэмерон отчаянно пытается переломить ситуацию. Он отправился в Эдинбург лично агитировать горцев. А ранее написал статью в The Daily Mail. В ней он призывает шотландцев "жить дружно".

"Наш союз бесценен. Не разрывайте его. Если Великобритания распадется, она распадется навеки. Если вы проголосуете против отделения, это не будет означать сохранение статуса-кво. Мы открыты к изменениям. Шотландию ждет много нового. Примем новые законы о налогообложении для Шотландии, реформируем систему здравоохранения", — рассыпается в посулах премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

Одно из главных опасений Британии — потеря военно-морской базы Клайд в Шотландии, где стоят субмарины с баллистическими ракетами и ядерными боеголовками. А потому сейчас Кэмерон обещает льготы и золотые горы. Если никуда не уйдете, в течение следующих 20 лет получите 200 миллиардов фунтов стерлингов на развитие нефтегазового сектора. Сулит большую экономическую самостоятельность. А до этого были и угрозы.

Пугали трудностями с вступлением в ЕС, обещали лишить фунта как национальной валюты. Заявляли, что с террористами, если такие появятся в Шотландии, местным властям не справиться в одиночку. Впрочем, инициаторы референдума и кнут, и пряник воспринимают скептически.

"Они обещали нам нечто большее. Оказалось, что просто переформулировали свои старые предложения. Народ Шотландии считает их смешными. Лондон в панике и полностью провалил свою кампанию по предотвращению отделения", — констатировал глава правительства Шотландии Алекс Сэлмонд.

Тот же Сэлмонд посчитал, что не будь его страна частью Соединенного Королевства, только за одно последнее десятилетие смогла бы накопить 116 миллиардов фунтов стерлингов только благодаря собственным источникам. Да и вступление в ЕС, говорит, дело одного года или двух лет. Королева обещала не вмешиваться. В Букингемском дворце заявили, что монарх выше политики. Впрочем, Елизавета Вторая, скорее всего, останется сувереном Шотландии. Хотя некоторые считают, что больше прав на престол у династии Брюсов — исконных королей Шотландии. Старшему из них Эндрю Брюсу 90 лет, и у него пятеро детей. Премьеру Дэвиду Кэмерону отделение грозит отставкой наверняка.