Украинские спецслужбы увлеклись лженаукой

Служба безопасности Украины обвинила российские телеканалы в использовании так называемого "25-го кадра" для психологического воздействия на аудиторию. Впрочем, спецслужбы почему-то не потрудились как следует изучить эту тему, иначе бы они выяснили, что эта псевдометодика не работает.

Служба безопасности Украины обвинила российские телеканалы в использовании так называемого "25-го кадра" для психологического воздействия на аудиторию. Якобы, манипулируя сознанием людей, СМИ настраивают их против Киева. Впрочем, спецслужбы почему-то не потрудились как следует изучить эту тему, иначе бы они выяснили, что эта псевдометодика не работает.

Служба безопасности Украины со всей серьезностью официально обвиняет российские СМИ в использовании так называемого "25-го кадра". В частности, начальник пресс-службы СБУ Марина Остапенко заявила на брифинге, что телеканал "Россия 24", освещая события в Одессе 2 мая, где в ходе столкновений погибли несколько десятков человек, использовал технологии психологического воздействия на аудиторию.

По ее утверждению, на протяжении информационного выпуска в углу экрана появлялись, как она сама отмечает, "малозаметные" надписи: "поджог правый сектор" (запрещена в РФ), "людей убивают бандеровцы" и "Нацгвардия – убийцы". Надпись на самом деле была, но одна и хорошо заметная – "Украинский кризис". Где Служба безопасности Украины рассмотрела что-то другое, и почему в их подсознание пришли именно эти фразы, остается только гадать.

Профессор психиатрии Михаил Виноградов уверен: "Конечно, ни российские спецслужбы, ни российское телевидение не пытаются даже использовать этот "25-й кадр", потому что в масштабах страны это невозможно. Попытки использовать его в пропагандистских и лечебных целях также не увенчались успехом. На сегодняшний день ни о какой массовой атаке на умы россиян не может быть и речи. Это абсурд. Вложить в память человеку то или иное отношение к государству или народу нельзя".

Миф о "25-м кадре" зародился в конце 50-х годов прошлого века в Америке. Его автор Джеймс Вайкери разработал так называемую "теорию сублиминальной рекламы", воздействующей на подсознание потенциальных покупателей. Во время сеансов в кинотеатрах он вставлял в фильмы кадры с посланиями "Ешьте попкорн", после чего зрители, якобы, тут же направлялись в буфет.

Вайкери даже удалось запатентовать свою технологию, однако не прошло и года, как в результате независимых экспериментов Американской психологической ассоциации удалось разоблачить шарлатана, после чего он и сам признался в своей афере.

Пытались использовать этот миф и политики. Последний скандал с "25-м кадром" разразился во время предвыборной кампании на Украине в 2006 году. Тогда пропрезидентский блок "Наша Украина" Виктора Ющенко обвинили в гипнотизировании и запугивании избирателей своих оппонентов из "Партии регионов". В эфире национального телевидения показали фильм, в котором содержались обвинения в адрес "регионалов", и несколько раз на доли секунды появлялся человеческий череп синего цвета. В свою очередь, "Наша Украина" назвала подобные упреки бредом. Тогда скандал замяли.

Теперь же в Службе безопасности Украины пообещали, что будут реагировать на придуманные ими же самими действия СМИ в правовом поле. Пока же ведущие российские телевизионные каналы в Украине остаются под запретом, а для официального Киева есть лишь два мнения: его и неправильное.