Привет планета, это программа Вести.net, и снова из нашей не очень понятной студии. Хотя разумнее было бы, наверное, записать ее в новом корпусе "Яндекса", но "Яндекса" и так многовато в наших программах уже вторую неделю.

Привет планета, это программа Вести.net, и снова из нашей не очень понятной студии. Хотя разумнее было бы, наверное, записать ее в новом корпусе "Яндекса", но "Яндекса" и так многовато в наших программах уже вторую неделю.

В четверг яндексоиды провели свою ежегодную конференцию YaC, хоть и не с таким имперским размахом, как в прошлом году, когда анонсировали браузер, но все же. О браузере, кстати, в этот раз тоже говорили. Не прошло и года, как его сделали на платформе Linux. Не самой популярной, понятное дело, но очень близкой программистам.

Впрочем, основной доклад конференции, который в поисковике предпочитают называть секретным, был посвящен совсем другому. Разговорному, так сказать, жанру.

"Яндекс" представил новые технологии для распознавания речи. Компания выпустила обновление пакета инструментов для разработчиков мобильных приложений SpeechKit mobile и облачного сервиса голосового управления SpeechKit Cloud. Нововведения позволят сторонним разработчикам создавать приложения с полноценным голосовым интерфейсом.

Основными являются три функции: голосовая активация, понимание естественного языка и синтез речи. Технология голосовой активации позволяет разработчику выбрать кодовое слово, запускающее какую-либо задачу в приложении. Голосовая активация "Яндекса" работает в фоновом режиме и ждет, когда пользователь произнесёт заданную команду. В целом, эта разработка повторяет возможности Google Now. Разве что технология "Яндекс" запускается на самом устройстве и не требует выхода в Интернет. А вместо фразы "окей, Google" в сервисах "Яндекса" предлагается говорить "слушай, Яндекс".

Вторая технология компании умеет выделять смысловые объекты из речи. "Самое важное — распознавание смысловых объектов. То есть, когда мы распознаем речь и переводим её в текст, этот текст по сути ничего не значит для приложения, сервиса или какой-то системы. Она работает с объектами. И вот эта технология позволяет сказать, допустим: "вот в этом тексте есть команда переключения звонка" или "есть команда построить маршрут в навигаторе". То есть, это сильно помогает разработчику. Если раньше разработчики сами писали алгоритмы, которые сами из текста что-то выделяют, то теперь мы им помогаем, даем им технологию, и она из коробки работает", — сообщил Денис Филиппов, руководитель отдела голосовых технологий "Яндекса".

Финальное нововведение — технология синтеза речи, которая позволяет приложению проговаривать текст вслух."Есть метод, классический, который используют все. Это такой семплинг, когда садится диктор, наговаривает огромный объем текста, и из этого текста вычленяются маленькие кусочки, которые потом используются при конструировании других фраз. Здесь всё немножко по-другому. Садится непрофессиональный диктор, который просто говорит, и чем дольше он говорит, тем лучше мы можем построить его ТТС очень похожий на него", — объяснил Григорий "Бобук" Бакунов, директор по распространению технологий "Яндекса".

Помимо "Яндекса" разработкой голосового управления занимаются только крупнейшие международные корпорации: Microsoft, Google и Nuance. Решения последней используются Apple в электронном ассистенте Siri. При этом индустрия распознавания речи — одна из самых закрытых. В первую очередь, из-за Nuance, которая за время своего становления скупила несколько десятков фирм и теперь не даёт другим компаниям выйти на рынок. Правда, несмотря на патентные войны, качество существующих решений пока оставляет желать лучшего. По-настоящему технология прижилась разве что в навигаторах.

"Главная проблема голосовых технологий последних 10 лет — они были настолько низкого качества, что их вообще нельзя было использовать. Сейчас мы дошли до такой границы, когда уже можно что-то использовать, как-то трогать — применять хоть в чем-то. И это позволит сделать очень большой рывок вперед", — считает Григорий "Бобук" Бакунов.

В материале в проброс было сказано, что речевые технологии в основном используются в навигаторах. И это правда. В "Яндексе" уверяют, что в день обрабатываются уже миллионы голосовых запросов, и большая часть из них как раз из навигационных программ.

Но существует еще и бизнес колл-центров-автоматов. На Западе, например, — очень распространенная вещь, да и у нас тот же "Нюанс" установил свои решения на горячей линии "Аэрофлота". Теперь в России есть и свои подобные технологии. Но в принципе, это, конечно, работа на будущее.

“Диалоговый режим — это именно то, чего страшно не хватало голосовым технологиям, Siri, Кортану, Google в меньшей мере, но тем не менее. Речь идёт о диалоге. Почему все компании туда идут? Потому что это единственный способ заставить людей хотя бы поиграть с этим. Чем больше люди играют, тем лучше становятся голосовые технологии. Я думаю, года через три-четыре там будет близко к уровню человеческого восприятия уже. Понятно, что будущее здесь очень простое: компьютер, который говорит с тобой твоим же голосом. Хотя, наверное, это не очень приятно. Ну, голосом твоей любимой женщины. Мне кажется, что это неплохая идея. И это все построено на машинном обучении, которое когда-то давным-давно мы начали использовать в поиске, и знание которого нам сильно помогло в этом месте. И эта техника приятная и интересная. Я знаю много научных трудов по этому поводу, но в промышленном качестве этого никто не делал", — рассказал Григорий "Бобук" Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса.

Это о будущем, а вот оценки настоящего: Российская ассоциация электронных коммуникаций, РАЭК, на этой неделе посчитала Интернет, точнее, российскую его часть, в деньгах и процентах.

Ассоциация электронных коммуникаций совместно с Высшей Школой Экономики представила подробный отчет об интернет-экономике России. Наиболее громкой цифрой, фигурирующей в исследовании, стал общий объем экономики интернет-зависимых рынков. По оценкам экспертов, он составил семь триллионов рублей, что сравнимо с 10% ВВП России. Впрочем, общий объем чистого Рунета, то есть самих интернет-рынков, включая рынок электронных платежей, в 2013 году составил один триллион сто миллиардов рублей — или 1,6% ВВП России. Чтобы представить и оценить все влияние интернет-технологий на экономику страны, аналитики пошли на небольшую хитрость — ввели новое понятие интернет-зависимого рынка, объем которого и составил 10% ВВП.

"То есть мы уже понимаем, что вот та самая экосистема интернет-зависимых рынков, которую мы придумали, а это и банки, и, в какой-то степени, нефтянка, это и весь малый и средний бизнес, который хоть как-то использует Интернет для коммуникации, продаж и самопредставления в Интернете. Без Интернета сегодня — никуда. И ровно поэтому, мне кажется, такой большой процент. 10% — это уже действительно заметная величина, и уже нельзя говорить о том, что нас не замечают. Поэтому с нами надо советоваться. Мы растем на 30% в год. А это очень круто", — считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.

Тем временем, наибольшие темпы развития продемонстрировали сегменты мобильной разработки, выросшей на 71%, а так же онлайн-видео и облачные сервисы.

Исследователи поделились и данными по медиапотреблению в Рунете. Согласно их отчету, видео- и аудио-материалы, книги и игры активно потребляет лишь половина пользователей Рунета, и по большей части, этот медиаконтент пиратский. При этом проблема пиратства не всегда заключается в простом нежелании платить. По данным аналитиков, лишь треть российских пользователей умеет отличать легальный контент от нелегального. Это, в свою очередь, ведет к тому, что пользователи, зачастую, перечисляют деньги пиратскому сервису, даже не подозревая об этом.

"Люди все равно не понимают, где контент легальный, а где нелегальный. Для них, если за него надо заплатить — это уже по умолчанию легальный контент. Если он вообще хорошего качества, если там нигде не вылезают баннеры, если сам сайт сделан хорошо и красиво — это наверняка тоже легальный контент. Это, видимо, связано и с общим уровнем медиа-грамотности, и с тем, что у нас все-таки недостаточно ресурсов, которые предлагали бы качественные легальные продукты", — говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян.

Впрочем, количество людей, принципиально отказывающихся платить за лицензионные медиа, за последний год только выросло. Если в прошлом году их насчитывалось около 40%, то в этом — “убежденных неплательщиков” уже половина. И лишь 12% россиян — а это примерно 17,5 миллионов человек — выразили готовность платить за лицензионный контент. Среди них, наиболее популярными платными формами медиа являются видео и игры. Наименее популярными оказались электронные книги.

В этом свете, интересны изменения в потребительских привычках. В России, как и в остальном мире, люди все чаще отдают предпочтение стриминг-сервисам, и все реже загружают файлы на жесткий диск. Так, в прошлом году исследователи отметили переход на просмотр видео онлайн, а в этом особенно заметен рост потокового аудио. Аналитики считают, что именно легальные стриминг-сервисы смогут исправить ситуацию с пиратством. С ними соглашаются и опрошенные, 41% которых считают, что наличие доступного или бесплатного контента в Сети, вне зависимости от способа его монетизации, это эффективный способ борьбы.

"Очень на нашем рынке не хватает этого. Не знаю, кто это будет — большие иностранные компании или местные, потому что сейчас Ростелеком начинает скупать онлайн-кинотеатры. Происходит какая-то консолидация — причем покупателями выступают телекомы — о том, что когда они возьмут на себя какую-то часть издержек на покупку дорогого контента, который они смогут показать пользователю, и сказать: "У нас есть то, что месяц назад прошло в кино. Пожалуйста, отправь смс-ку, и поскольку мы владельцы, мы не возьмем с нее 50% комиссии, и тебе это обойдется дешевле". Вот когда появятся большие, крупные игроки, которые будут готовы нести финансовые издержки, тогда, я думаю, у нас очень кардинально поменяется рынок", — добавляет Казарян.

Что у нас интересного за рубежом? Самая обсуждаемая тема конца недели, конечно, признание гендиректора Apple, но есть у этой компании и другие заботы, чего уж там.

Компания Apple, похоже, столкнулась с трудностями в освоении новых отраслей мобильного рынка. Одновременно с релизом обновления iOS 8.1 на прошлой неделе состоялся запуск сервиса Apple Pay.

И уже в начале этой недели обнаружилось, что ряд партнеров, ранее заявивших о сотрудничестве с производителем iPhone, отказались от поддержки перспективного сервиса, что по идее затруднит его распространение.В частности, крупнейшая аптечная сеть на Восточном побережье США и третья по величине во всей стране Rite Aid заблокировала в своих NFC-ридерах возможность работы с платежной системой Apple Pay.

Аптечная сеть CVS также отключила Apple Pay. В сентябре сети магазинов Wal-Mart и Best Buy также объявили, что в их магазинах покупатели не смогут воспользоватьсяApple Pay.

Все это внешне выглядит, как первые потери яблочной компании в только что запущенном сервисе. Но это только верхушка айсберга. Оказывается, как пишет издание Bloomberg, l Rite-Aid, CVS, Wal-Mart, Best Buy и еще 50 других ритейлеров создали свою собственную платежную систему под названием CurrentC. Ее уже запустили в качестве пилотного проекта в некоторых городах США. Полномасштабный запуск CurrentC состоится в 2015 году.

Для торговых и аптечных сетей выгоднее использовать свою платежную платформу — она подключается к текущим счетам пользователей, подарочным картам ритейлеров и некоторым кредитным и дебетовым картам под брендами ритейлеров. В Apple Pay же наоборот — счета покупателей остаются анонимными для продавцов. Кроме того, есть еще одно большое "но": в настоящее время CurrentC не работает с традиционными кредитными картами.

Не работает, потому что торговцы хотят обойтись без посредника — банка, который в таком случае лишается возможно получать комиссию с операций по карте. Разработчики кредитных карт и банки поддерживают Apple Pay, надеясь, что это поможет им увеличить количество покупок с помощью кредитных карт.

Таким образом, Apple неожиданно оказалась меж двух огней — между банками и торговыми сетями в борьбе за рынок мобильных платежей. И кто победит в этой схватке — остается только гадать.

Еще одна отрасль, где Apple неожиданно осталась без поддержки старого партнера, — это функция Apple Sim. Она предусматривает возможность смены оператора сотовой связи без приобретения дополнительных SIM-карт и их замены в устройстве.

Вместо этого пользователь может сменить оператора или тариф, просто используя специальные настройки в эппловском планшете. IT-сообщество было поражено легкостью, с какой три крупнейших оператора связи в стране — Sprint, AT&T и T-Mobile — поддержали функцию Apple SIM на стадии анонса в США. Но от представителей AT&T на днях поступило заявление несколько иного характера: компания собирается блокировать функцию универсальной SIM-карты после подключения к сетям оператора.

Похоже, что AT&T осознал, что идея универсальной SIM-карты чревата небольшим оттоком аудитории, у которой с Apple Sim впервые появилась возможность попробовать, как работают операторы поменьше, и если не понравится, то без проблем вернуться назад. А может и остаться с новым сотовым оператором.

Один из крупнейших игроков на рынке компания Verizon, предвидя такой расклад, сразу отказалась от поддержки Apple Sim, операторы Sprint и T-mobile все еще на стороне Apple.

Интересно, что Apple — обычно организация невероятно скрытная — ответила на часть проблемных вопросов в этот раз очень оперативно — и что называется — главным калибром. То есть Тим Кук не только о своей личной жизни рассказывал на этой неделе.

И напоследок история такая. Google похоже твердо решил монетизировать YouTube, то есть получать с него деньги любыми средствами. И даже не какой-то условный Google, а вполне реальный такой, важный, гуглочеловек.