Кровь и зарево пожаров: хроника ночи на Майдане


фото EPA


фото EPA


фото EPA


фото EPA

Прошедшая ночь показала: то, что происходит в украинской столице – это хорошо спланированная провокация экстремистов. Баррикады в огне, коктейли Молотова, жертвы и пострадавшие – вот картина происходящего в Киеве.

Прошедшая ночь показала: то, что происходит в украинской столице — это хорошо спланированная провокация экстремистов. Баррикады в огне, коктейли Молотова, жертвы и пострадавшие – вот картина происходящего в Киеве.

С такими соратниками лидерам оппозиции врагов не надо. Они же почти победили. Еще чуть-чуть — и власть, казалось, выполнит все требования и даже пойдет на конституционную реформу. Но радикальное крыло Майдана ударило либералам в спину. Все их трехмесячные революционные достижения оно спалило в огне на киевских улицах за полдня, к исходу которого жертвы, раненые, а также сожженные здания не оставили властям выбора, кроме ультиматума.

"Перемирие нарушено, для достижения своих политических интересов пренебрегли всеми достигнутыми договоренностями и поставили под угрозу жизнь и покой миллионов киевлян. По оперативной информации, в стычках уже пострадали более 100 человек, за каждый сожженный автомобиль и разбитое окно, организаторы массовых беспорядков понесут ответственность", — заявляет генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка.

Очевидно, радикалы потеряли ощущение реальности. Уступки властей избаловали их настолько, что они не заметили черту, за которую переступать нельзя. Убивая милиционеров, захватывая их в плен, поджигая дома, они наконец получили ответный удар. Да такой, что в минуты оставили позиции, бросили баррикады, которые клялись оборонять до последней капли и вжались в Майдан. Этой ночью он стал едва ли не последним оплотом оппозиции.

Все изменилось мгновенно и кардинально. Теперь в осаде уже майдановцы, спецназ с двух сторон. К сумеркам его бойцы уже на верхней границе площади и оттесняют отряды боевиков самообороны вплотную к штабу оппозиции в доме профсоюзов. Оказалось, баррикады, что возводили неделями, взять — вопрос минутный. Но первая атака захлебывается. Прорвавшийся БТР попадает под обстрел коктейлей Молотова.

Боеприпасов Майдан накопил на настоящую войну. Зажигательную смесь остается лишь разлить по бутылкам — ее запасали канистрами. Но в милиционеров летят не только огненные коктейли. Щиты в пробоинах, которые не оставляют сомнений, из какого оружия стреляют со стороны оппозиции.

Заготовка камней для небоеспособных майдановцев уже рутина. Они половину мостовых киевского центра разобрали на булыжники. От места добычи боеприпасов к передовой людская цепь: из рук в руки снаряды до точек атак доставляются быстро.

Иные просто стоят, спина к спине. А спин не одна сотня. Такой живой щит, как трибуны, по сути единственная стоящая защита лидеров Майдана. Они умоляют не расходиться, осознают, что спецназу трудно будет решиться на атаку — в давке погибших придется тогда считать десятками. А путь к отступлению узок: палатки и баррикады мешают.

Площадь к ночи в черном дыму. Тактика та же, что на Грушевского: подпалить покрышки, создав из огня линию обороны. Но прежде загорелись палатки, и ярче всех база правого сектора (запрещена в РФ), видимо, еще и склад горючих смесей.

Линия обороны из огня четкая, отделяющая спецназ от незачищенной части Майдана. Водометы со стороны милиции работают беспрерывно, пытаясь погасить огонь. Заодно помогают противникам сбить пламя с дома профсоюзов, но не надолго: штаб оппозиции загорается вновь. Причем с фасада, куда беркуту зажигалку не добросить. Видимо, опять революционеры промахнулись.

Лопаются стекла, и пламя охватывает почти все этажи. Символичная картинка: именно отсюда управлялся Майдан, здесь мозговой центр протеста и его мускулы — боевые вылазки лидеры правого сектора планировали, поглядывая из этих окон.

На Майдане будто пир во время чумы: справа бои, слева чаепитие. Кажется, здесь все еще не могут поверить, что революционная сказка заканчивается. И даже раненые, которых проносят сквозь толпу, веры не добавляют. Потери и у другой стороны — одному бойцу взрывом оторвало руку. Теперь "Беркут" точно не отступит — лучше всех это понимают Кличко и Яценюк. Их призывы со сцены к милиции на прежние ультиматумы совсем не похожи, скорее на панику.

Оппозиционный триумвират срочно отправляется в администрацию президента. Больше часа Янукович их не принимает, демонстрируя, у кого теперь инициатива. после все же приходит информация: власти обещают не атаковать до рассвета. Но радикалы, похоже, не обучаемы. И тут же перемирие нарушают.

Оппозиция в Киеве, как бы ни буйствовали националисты, близка к поражению. Но ее сторонники знают: война не окончена, пока красно-черные флаги наследников Бандеры развиваются и в столице и на западе.

Мстить уже начали. Захвачены областные администрации во Львове и Ивано-Франковске. В здание областной львовской милиции революционеры ворвались, как только стемнело. Выдавить милиционеров полностью не удалось, но захвачены трофеи, щиты и боеприпасы.

Правда, Майдану с Запада ждать подкрепления не приходится. Киев по сути сегодня отгородили от этой части Украины. Поезда из Львова не пускают. Сама столица погружается в хаос. Метрополитен закрыт. Правда, мэрия обещает бесплатный общественный транспорт. В центре работающих магазинов почти не осталось. И город ждет, какой выбор сделает власть, нанесет решающий удар или снова отступит.