С инициативой ввести с Россией визовый режим выступил Совет национальной безопасности и обороны Украины, где секретарем — Андрей Парубий от партии "Свобода". И когда премьер Арсений Яценюк (партия "Батьковщина") призвал не торопиться с этим, Парубий захотел "привести его в себя". Об этом на условиях анонимности сообщил один из депутатов Верховной Рады. По его словам, высказано даже предложение "привести Яценюка на Майдан для отчета". 21 марта МИД Украины все-таки вынес на правительство предложение по введению виз. Что об этом думают ведущие российские предприниматели — участники съезда РСПП?
- Украинцы грозят ввести визы для россиян. Вам от этого тепло или холодно?
- Конечно, холодно, — сказал Виктор Вексельберг, председатель Совета директоров группы компаний "Ренова". — Но это — шутка. На самом деле это — серьезная проблема. Я родился и вырос на Украине. У меня там много родственников. Моя родная сестра живет на Украине. У меня с этой страной очень тесная связь. И любое препятствие в отношения украинского и русского народов, которые очень тесно связаны, — это плохо.
"Я даже еще об этом не думал, — признался генеральный директор ООО "Газпроминвестхолдинг" Алишер Усманов. – Но считаю, что это — лишняя процедура между двумя братскими народами".
- А если Россия пойдет на ответные меры? Мы без украинских гастарбайтеров вытянем?
- Россия все вытянет сама — и с гастарбайтерами, и без. Это же не основа дружбы между Украиной и Россией. Россия пока что делает все, чтобы сдержанно реагировать на все катаклизмы, которые происходят на Украине. Поэтому, думаю, у руководства Украины тоже хватит ума, чтобы разобраться, кто друг, а кто враг, — считает Усманов.
- Если Россия введет ответные визы для украинцев, ваш бизнес без украинских гастарбайтеров пострадает?
- Мы безо всего проживем, — уверен генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Владимир Понтанин. — Вопрос в том, насколько наша страна ощущает себя сильно и достойно для того, чтобы не отвечать на мелкие нападки некоторых стран. Я бы на этом не зацикливался. Не мне решать, но гастарбайтеры — это украинские граждане, которые находят в России работу, благодаря чему содержат свои семьи, и я бы их наказывать не стал. Хотя, конечно же, мы найдем и другие источники рабочей силы.
"Введение визового режима — странный и недружественный жест по отношению к российским гражданам. Но собираться — это не значит ввести", — отметил Леонид Казинец, председатель Совета директоров корпорации "Баркли". – И ситуация, что мы будем вводить ответные санкции, тоже неправильная. Нам, наоборот, нужно демонстрировать доброжелательное, взвешенное, спокойное отношение и не реагировать на всякие странные меры такими же странными мерами. Мы должны быть выше этого".
По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, введение визового режима — "катастрофа для украинцев, которые работают в России". "Более того, для многих россиян это тоже проблема, потому что они используют труд квалифицированных украинских рабочих, домработниц, нянь и так далее. Безусловно, все уже привыкли к такому функционированию рынка труда. Мне, например, не понятно, что будут делать ребята из западных областей Украины, которые часто встречаются в Подмосковье. Из этих областей, как ни странно, рабочих приезжает больше, чем с юго-востока Украины. Это Закарпатская, Житомирская, Ровненская, Днепропетровская, Запорожская области. Это удар прежде всего по социальной базе поддержки украинского режима".
А что же господин Парубий? "Те, кто работает в России, все равно не будут нашими союзниками, поэтому нам наплевать на их интересы. Опыт СССР, когда в паспортах проставлялся штамп "выезд до такого-то числа", был бы полезен для Украины", — заявил он.
Между тем президент России Владимир Путин отметил, что "мы должны пока воздержаться от ответных шагов на введение визового режима со стороны Украины". "Прежде всего это касается визового режима с Украиной. Потому что в случае введения нами визового режима с этой страной пострадают ни в чем не повинные миллионы украинцев, которые и так живут небогато и, работая в России, зарабатывают небольшие деньги для поддержки семей. Ненужно этого делать", — подчеркнул Путин.
Тем временем США и Евросоюз ввели санкции против России.
"Министры иностранных дел и премьеры будут думать и говорить об одном, а министры экономики и крупные компании будут, что называется, держать их за штаны, чтобы они их не порвали, широко шагая с санкциями", — уверен Александр Шохин.
"Диффузия мировой экономики достигла такого уровня, что разрыв любых экономических связей не проходит бесследно, поэтому нам не нужны санкции. Не думаю, что они могли бы принести большую пользу тем, кто их хочет вводить. Важно, каким образом это будет касаться права собственности тех или иных компаний, тех или иных физических лиц, если без суда и следствия это будет проводиться? Есть такой термин, одно время он часто использовался: "контрпродуктивно для обеих сторон", — подчеркнул Алишер Усманов.
- Вы с акциями Facebook расстались по этим соображениям?
- Абсолютно нет. Мы расставались с ними по мере роста их стоимости по отношению к нашей покупке.





















































































