Полоса едва не стала черной: пилоты спасли пассажиров за секунды до трагедии

В аэропорту Барселоны едва не произошла страшная авиакатастрофа. Самолет из Москвы заходил на посадку, когда наперерез ему на взлетную полосу выехал аргентинский лайнер, экипаж которого ослушался команды диспетчера. Избежать столкновения помогла мгновенная реакция российских пилотов.

В аэропорту Барселоны едва не произошла страшная авиакатастрофа. Самолет из Москвы заходил на посадку, когда наперерез ему на взлетную полосу выехал аргентинский лайнер, экипаж которого ослушался команды диспетчера. Между машинами были считанные метры. Избежать столкновения помогла мгновенная реакция российских пилотов, которые успели перевести двигатели в режим взлета и ушли на второй круг.

Аэродромные камеры бесстрастно запечатлели этот момент. Два магистральных лайнера вот-вот столкнутся. На ютэйровском Boeing 330 пассажиров. На аргентинском аэробусе тоже около трехсот человек. С этой точки кажется, что от столкновения самолеты разделяют считанные мгновения. Мы попытались смоделировать. В момент начала ухода на второй круг российский борт находится над полосой на высоте равной примерно в два корпуса.

Это всего 25-30 метров. Теперь определим расстояние до аэробуса. На этом видео, когда Boeing уже садится нормально, видно, что от этой же точки до касания шасси проходит около 8 секунд. При посадочной скорости 250 километров в час борт пролетает за это время 550 метров. И еще 17 секунд катится до точки, в которой полосу пересек аэробус. Это еще примерно 500 метров. То есть, получается, что между самолетами в тот, самый критический момент, было около километра по горизонтали и 30 метров по высоте.

Вот комментарий российского пилота, который был в тот момент за штурвалом Boeing. "Снижались уже для захода на посадку. – рассказывает командир воздушного судна Николай Лимарев. — Высота примерно 100 метров. Попал в поле зрения самолета, который с левой стороны приближался к нашей полосе. В нашем случае почему-то этот самолет не остановился там, где должен был остановиться, а продолжил движение. Выехал на нашу полосу.

"Еще в воздухе наши пилоты по радиообмену услышали, как диспетчер разрешил аргентинцам пересечь полосу. Но только после того, как сядет российский Boeing. Аргентинцы команду приняли. И должны были еще и визуально проконтролировать воздушное пространство над полосой. Если бы они это сделали, то увидели бы на глиссаде сразу два самолета. Но, тем не менее, экипаж аэробуса не стал останавливаться.

Диспетчер от неожиданности аж замолчал. Наши пилоты сами приняли решение уйти на второй круг", — говорит Елена Галанова, пресс-секретарь авиакомпании UTair.

По мнению Юрия Выходцева, командира Boeing-767, директора авиационной школы "Гамаюн", члена комиссии при президенте РФ по развитию авиации, ситуация была критической, но российские пилоты справились. "Хорошие ребята", — добавляет он.

В аэропорту Барселоны полоса 02, на которую садился наш Boeing, не является основной. Но сейчас там идет реконструкция. Меняют названия полос. И, возможно, латиноамериканцы запутались. Хорошо, что все это происходило в ясную погоду. А если бы в туман? Шестьсот человек в двух самолетах и полные баки аэробуса...

В этом году в аэропорту Барселоны уже был похожий случай. Ирландский борт едва не сел на другой самолет, экипаж которого так же беспечно выруливал на "взлетку".

Испанские авиационные власти начали расследование последнего происшествия.