Ион Деген – солдат, поэт, хирург, человек-легенда

Известный писатель и поэт, ветеран Великой Отечественной войны Ион Деген – удостоен престижной премии "Скрипач на крыше" Федерации еврейских общин России. Награду Деген получил в номинации "Человек-легенда".

Известный писатель и поэт, ветеран Великой Отечественной войны Ион Деген — удостоен престижной премии "Скрипач на крыше" Федерации еврейских общин России. Награду Деген получил в номинации "Человек-легенда".

Скрипач на крыше. Символ того, что в любых обстоятельствах человек должен оставаться скрипачом духа и быть на высоте. Эту премию в номинации "Человек-легенда" нынче ,как и положено в первые дни праздника Хануки, получил Ион Деген. Девяностолетнему Ионе Лазаревичу помогают подняться на сцену, все в зале аплодируют стоя. Он прошел войну, горел в танке, был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. Но не получил его. На фронте писал стихи, которые стали считать народными. После войны стал выдающимся хирургом.

В самом начале 1945 года командующий фронтом Черняховский представил танкиста Дегена к высокой награде. Двадцатилетний лейтенант мечтал приехать в Москву в Кремль и получить Золотую звезду героя. Но получилось иначе, Черняховский погиб, Дегену дали орден Красного знамени. И все же, для него, как и для многих фронтовиков, дороже всех медаль "За отвагу". Это было наступление 1944 года, генерал-майор отдал приказ, который Деген с товарищами выполнили. "По его скулам текли слезы, — Остановите танки! А что 76-миллимметровые пушки могли с пантерами сделать? Да ничего, а мы хотели жить. Три наших танка остановили 18 пантер", — вспоминает Ион Деген, ветеран войны, поэт, доктор медицинских наук.

Истовый комсомолец Ион закончил 9 класс, когда началась война. Вместе с друзьями пошел добровольцем на фронт, попал в окружение. Из которого выбрался один.

"Подошли к Днепру на 19-й день после моего ранения, бросили оружие, поплыли, судороги начались, но я был готов к этому, булавкой себя колол", — всплывают картины войны в памяти заслуженного ветерана. Дорога войны для него началась на Украине, продолжилась на Кавказе, где он был в разведке. В 1944 году закончил Харьковское танковое училище. Он несколько раз горел в танке. Ведь тогда был приказ — не бросать технику, она ценилась больше человеческой жизни. Однажды не мог открыть люк, чтобы выбраться из подбитого танка, спасла девушка, о которой и сейчас Деген не может вспоминать без слез.

Он чудом избежал ампутации ноги, и еще в госпитале понял, что хочет быть хирургом. Он пережил страшное время борьбы с безродными космополитами, когда за свою национальность мог в любой момент вылететь из больницы с волчьим билетом. Если добавить к этому прямой характер Ионы Лазаревича, его не умение хитрить и лукавить, можно сказать, что он ходил по острию ножа. Он стал блестящим хирургом, однажды спас слесарю полностью отрезанную руку. В 1977 году уехал в Израиль, где продолжал оперировать и отстаивать честь советской медицины.

В Россию Деген приезжает нечасто. В этот раз его визит связан с премией. На презентации фильма о нем самом в Еврейском музее и центре Толерантности, остроумный, живой Деген всегда окружен людьми. И, что характерно, когда вспоминает о войне, о работе в госпиталях ,всегда стремится рассказать не о себе – о других.