Люди гибнут за металл: петербуржцы устроили "жетонное побоище"

Жители Санкт-Петербурга ищут способы спастись от повышения цен. В преддверии подорожания проезда на метро жетоны для входа в подземку стали дефицитом. Петербуржцы скупают их массово, чтобы создать стратегические запасы. К чему привела такая дальновидность?

Жители Санкт-Петербурга ищут способы спастись от повышения цен. В преддверии подорожания проезда на метро жетоны для входа в подземку стали дефицитом. Петербуржцы скупают их массово, чтобы создать стратегические запасы. К чему привела такая дальновидность?

Кто бы мог подумать: в подземке культурной столицы в XXI веке "люди гибнут за металл". Причем состав сплава – не важен. Важно, что уже точно с января жетон на одну поездку в метро подорожает на 3 рубля (с 28 до 31), а значит – надо запасаться. Так, видимо, подумали тысячи питерских пассажиров – и отправились на промысел. Вот только в метрополитене ажиотажному спросу оказались не рады. Сначала решили продавать жетоны по 3 штуки в одни руки. Дальше и вовсе по одному жетону на человека.

Переговоры, конечно, ни к чему не приводят. Кассиры ссылаются на распоряжение начальства. Очереди копятся: тем, кому ехать нужно срочно, все равно приходится стоять минимум 20 минут. Автоматы по продаже жетонов не работают. Пресс-служба петербургской подземки ситуацию никак не комментирует.

Из неофициальных источников известно: руководство метрополитена опасается: если аппетиты запасливых пассажиров не умерить, в начале года по новым тарифам торговать будет просто нечем.

В декабре петербуржцы скупили про запас почти 1 миллион 800 тысяч жетонов. В среднем в день во второй половине месяца домой уносили по 80 000-100 000 жетонов, обычно же, когда ажиотажа нет, впрок закупается от 10 до 15 тысяч.

В 2004 году, кстати, жетонный кризис уже был. Тогда тоже анонсировали подорожание, в итоге из 37 с половиной миллионов жетонов выкупили 36. Торговать стало нечем, пришлось продавать багажные карты и пускать в подземку по ним. Сейчас, для сравнения, на руках у жителей культурной столицы уже 39 миллионов жетонов. Стараются, конечно, не только в целях экономии. На некоторых станциях уже появились спекулянты. Тем, кто в очереди стоять не желает, дефицит предлагают по 50 рублей за штуку.

Сотрудники метрополитена призывают прекратить панику и вместо жетонов покупать и пополнять карту "Подорожник". Это многоразовый электронный билет, зачислить на который деньги теперь тоже проблема. Аппараты вышли из строя — видимо, после того, как в них отключили опцию "продажа жетонов".

В Москве ажиотаж, связанный с ростом цен на проезд в метро, бывает регулярно. Вот только проходит все бескровно: карточки-то одноразовые. И закупать их можно сколько угодно, лишь бы срок действия не вышел.

А вот истории со спекулянтами бывали. Последняя случилась почти два года назад. В первый рабочий день 2013 года кассы метрополитена штурмовали те, кто не успел запастись билетиком. В несколько раз меньше была очередь к "черным кассирам", которые продавали билеты быстрее, но с наценкой. Все успокоилось, только когда закончился утренний час пик.

Что будет в первый рабочий день в северной столице, предсказать трудно. Если петербуржцы запаслись основательно, от этого будет хоть какая-то польза. Ну а если не успели, жетонное побоище может повториться.