Завершается сложнейшая операция по подъему из реки Копка автомобиля, затонувшего во время Великой Отечественной войны. Первоначально предполагалось, что этот грузовик провалился под лед во время операции по освобождению Великого Новгорода, но во время подъема машины обнаружили газеты 1943 года, значит, автомобиль мог провалиться под лед и раньше. Обнаружили его в прошлом году водолазы. Предположительно, это редкий ныне грузовик АМО-2, который выпускался в 30-х годах прошлого века в Москве.
Во время подъема найдена винтовка Мосина и патроны к ней. Еще одним удивительным фактом стало то, что поднятый из машины аккумулятор сохранил минимальный заряд, пролежав 70 лет под водой.
Заключительный этап сложнейшей операции длился три дня. До этого специалисты МЧС России провели разминирование, в ходе которого были подняты тридцать четыре 120-миллиметровые минометные мины. Позже специалисты "Облводобъекта" достали останки водителя, проведя ювелирную работу, размывая ил и глину. Первоначально ничего, что помогло бы установить его личность, найдено не было. Однако во время подъема машины нашли листы с рукописным текстом, по которым, возможно, удастся узнать имя солдата.
Целый день из воды поднимали миномет. Директор ГБУ "Облводобъект" Михаил Кондрашов рассказывает: "Вчера до 12 часов ночи работали люди. Мы были уверены в том, что приподняли ее, и закончили работу на следующий день. Транспортировка — очень сложный вопрос, потому что до реставраторов ехать пять часов. Двигаться будем очень тихо, медленно, стараемся подстраховаться, чтобы автомобиль доставить в сохранности".
Чтобы достать найденное с глубины в четыре метра, специалисты "Облводобъекта" апробировали собственную технологию подъема. Обычно такой процесс происходит с помощью плавучего крана, но в этот раз удалось обойтись без него. "Мы сварили понтон, использовали четыре лебедки, чтобы ничего не повредить. Не давили на кузов, чтобы не повредить его. Ноу-хау в самом подъеме", — отмечает Кондрашов.
Одним из сложнейших моментов стал отрыв грузовика от грунта. После машина обрела плавучесть, и дело пошло легче. На понтоне ее отбуксировали к причалу, где она была поставлена на землю. Дальше историческую реликвию доставили в Кремль, где специалисты подготовили площадку с навесом для реставрации машины. По их словам, глина –хорошая среда для сохранения, так что поднятый раритет в удивительно хорошем состоянии.
Поднятую со дна машину поставят на баланс музея-заповедника. Реставрация должна быть закончена к маю 2015 года — к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне.