Президент потребовал вернуть престиж и привлекательность рабочим профессиям. Дмитрий Медведев поставил такую задачу на минувшей неделе на комиссии по модернизации. Говорил он об этом и с рабочими в Смоленске. Этот вопрос стал предметом дискуссии в студии телеканала "Россия-24". Георгий Каптелин беседовал с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию, депутатом фракции КПФР Олегом Смолиным и руководителем Федерального агентства по образованию, депутатом Госдумы от фракции "Единая Россия" Николаем Булаевым.
Каптелин: У меня сложилось такое впечатление, что государство должно вложить в первичное профессиональное образование достаточно много денег для того, чтобы выправить ситуацию. Туда нужно привлекать и профессионалов-преподавателей, и новую технику. Ну, инвестировать нужно. При этом заинтересованным в этом будет в первую очередь, наверное, бизнес, потому что ему нужны те самые выпускники, мастера, токари, фрезеровщики – то, о чем мы говорили. Так вот, нет ли здесь некоего противоречия, что вкладывать опять должно государство, а в итоге получать с этого должны быть будут частные бизнесмены. Тогда, Олег Николаевич, вы же зампредседателя Комитета по образованию, вам проблема близка, давайте с вас и начнем.
Смолин: Точно так. Я начну с парадоксального утверждения. Безусловно, российскому образованию, в том числе начальному и среднему профессиональному, не хватает денег. Скажу больше, например, расходы на среднее профессиональное образование в последние годы росли меньше, чем на другие уровни образования, в частности, чем на высшее. Но я рискну сказать, что ключевая проблема российского профессионального образования даже не в деньгах, хотя в них тоже, но прежде всего в отсутствии или недостатке вменяемой промышленной политики. Мы не случайно наблюдаем, что там, где есть успешная промышленность – нефтянка, металлургия, цветные металлы, кое-что еще, там профессиональное образование чувствует себя более или менее нормально. Там, где нет развитой промышленности, успешной промышленности, профессиональное образование хиреет, стагнирует, жалуется, что совершенно логично. Что я имею в виду, когда говорю, что не хватает вменяемой промышленной политики? У меня довольно много друзей, в том числе из бизнеса, и когда они начинают говорить о нашей промышленной политике… Вот я представитель политической оппозиции, а они просто бизнесмены, но они выражаются так круто, что порой я их сдерживаю. Почему? Сравниваем, например, кредитную политику в Китае, Западной Европе и в современной России. Кредит у нас, по крайней мере, в три раза дороже, чем в этих странах. Мы плохо поддерживаем своего отечественного производителя. Ну, или там другие примеры. Да, государственные инвестиции. Мы много-много лет вкладывали эти деньги невесть куда, в том числе и в западные фонды, вместо того, чтобы льготно кредитовать свою промышленность. Ну, или приведу другой пример, самый простой, для меня близкий. Предприятия, использующие труд инвалидов, в этом году закрутили налоговые гайки. И даже предприятия, использующие труд инвалидов, не хотим поддерживать. Там, где промышленность находится в тяжелом положении, к сожалению, профессиональное образование находится в таком же положении. О собственных проблемах профессионального образования скажу потом.
Каптелин: Да, спасибо. Николай Иванович, вот смотрите, что получается. Опять-таки та же самая проблема – образования. Если есть заинтересованные в кадрах для промышленности, значит, и в образовании все неплохо, потому что они сами себе готовят рабочих. А если нет, то нет. И при этом государство все равно должно вкладывать. Как здесь-то быть?
Булаев: Я думаю, что есть общепринятый термин – частно-государственное партнерство. Вот образование, на мой взгляд, это та площадка, где частно-государственное партнерство могло бы проявляться в значительно большей мере, чем сегодня проявляется. При этом есть вещи, с которыми бессмысленно спорить. И я соглашусь с Олегом Николаевичем в том, что промышленность сегодня не понимает до конца, в каком направлении и каким темпом двигаться, каковы тенденции будут определяющими в ближайшее время. Что касается кредитования, ну, можно привести пример. Мы аграрный сектор кредитуем по очень низким ставкам не первый год. При этом его развитие все-таки, наверное, государство до конца не устраивает, и говорить всерьез о продовольственной безопасности пока сложно. Что касается профессионального образования, то элементы частно-государственного партнерства можно посмотреть, мы пытаемся их сегодня развить. Ну, например, у нас в течение последних четырех-пяти лет шли достаточно серьезные конкурсы среди учреждений СПО – среднего профессионального образования, НПО и системы высшего профессионального образования.
Полностью интервью с Олегом Смолиным и Николаем Булаевым слушайте в аудиофайлах
Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"





















































































