Святослав Рихтер. Возвращение в ГМИИ им. Пушкина

Хотя Музей изобразительных искусств имени Пушкина отметит свое 100-летие только в мае 2012 года, но подарки к юбилею принимает уже сейчас. Так, знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный передал в дар музею скульптурный портер Святослава Рихтера.

Хотя Музей изобразительных искусств имени Пушкина отметит свое 100-летие только в мае 2012 года, но подарки к юбилею принимает уже сейчас. Так, знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный передал в дар музею скульптурный портер Святослава Рихтера.

Ирина Антонова продолжает принимать поздравления с юбилеем – в минувший вторник ей исполнилось 90 лет. Она извиняется: очень трудно говорить, после нескольких десятков интервью начал садиться голос. В руках Ирины Александровны все время бокал воды. Но несколько слов она все равно скажет — о том, как точно смог передать Эрнст Неизвестный в своей скульптуре масштаб личности и силу характера ее близкого друга, пианиста Святослава Рихтера.

"Генрих Густавович Нейгауз сравнивал его голову с куполом собора Святого Петра в Риме. Это был человек очень сложного темперамента и, в то же время, бесконечно нежный и очень острый. И очень агрессивный в положительном смысле слова, напористый, полный воли. Вот это волевое начало такое — оно здесь есть", — отметила Ирина Антонова.

Первоначально скульптуру Святослава Рихтера Эрнст Неизвестный делал по заказу Московской консерватории, но отлить в бронзе решил сразу два экземпляра, чтобы один преподнести Музею имени Пушкина в подарок к столетию. Работал скульптор в своей нью-йоркской мастерской — в США Эрнст Неизвестный переехал в конце 1970-х. Лепил он по фотографиям, хотя Святослава Рихтера знал лично, не раз бывал на его концертах.

В Москву Эрнст Неизвестный приехать не смог, так как сейчас ему 86 лет, и 10-часовой перелет из Нью-Йорка запретили врачи. Он надиктовал супруге Анне то, что хотел сказать: "Когда я лепил эту работу, я первые несколько месяцев все время слушал музыкальные произведения в исполнении этого великого музыканта. Постепенно я начал чувствовать созвучие пластики и звука".

Именно поиск этого созвучия – задача и главная идея "Декабрьских вечеров". Фестиваль, на котором шедевры мировой музыки звучат в окружении художественных полотен великих мастеров, придумали в 1981 году Святослав Рихтер и Ирина Антонова. Глядя на архивные кадры, не многие в зале смогли вспомнить, какой это год, а Ирина Александровна сразу сказала: "1985-й, пятые "Декабрьские вечера". Рихтер исполняет Шумана".

Святослав Теофилович не любил проводить зиму в Москве. Он часто рассказывал о том, что фестиваль был для него чем-то вроде антидепрессанта: "Делать что-то такое один раз в год. И мне кажется, для Москвы красиво делать это в декабре. Это такой зимний месяц московский. И название очень красивое".

Кстати, на названии сошлись не сразу. Ирина Антонова предлагала другое – "Дары волхвов", но Рихтер настоял на "Декабрьских вечерах". В дни фестиваля он всегда был не просто исполнителем – главным режиссером: искал темы, разрабатывал сценарии всех концертов и уделял внимание мельчайшим деталям.

В декабре 2012 года пройдут уже в 32-е "Декабрьские вечера", и в 16-й раз они откроются без своего основателя Святослава Рихтера. Возможно, скульптурный портрет работы Эрнста Неизвестного установят в Белом зале, где обычно играют концерты в дни фестиваля. А может быть, его перевезут в мемориальную квартиру Святослава Рихтера, которую в дар Музею имени Пушкина после смерти пианиста передала его вдова, певица Нина Дорлиак.