Богатые и несуеверные: пассажиры "Балморал" спешат на место гибели "Титаника"

В круиз по маршруту "Титаника" вмешалась погода. Из-за сильных волн британский лайнер "Балморал" сделал вынужденную остановку в ирландском порту. Но уже завтра туристов обещают доставить туда, где 100 лет назад произошло роковое столкновение с айсбергом. Спустя век пассажиры опять готовы рискнуть.

В круиз по маршруту "Титаника" вмешалась погода. Из-за сильных волн британский лайнер "Балморал" сделал вынужденную остановку в ирландском порту. Но уже завтра туристов обещают доставить туда, где 100 лет назад произошло роковое столкновение с айсбергом. Спустя век пассажиры опять готовы рискнуть. Не боялись ничего и те, кто плыл на "Титанике". Про него тогда говорили "не потопит и сам Господь Бог".

Джэк Итон посвятил "Титанику" ровно 60 лет жизни и даже погружался на дно Атлантики. В свои 84 года, написав про легендарный лайнер 5 книг, он, основатель международного сообщества памяти Титаника, считает гибель британского парохода преступлением. Но главная улика, по его мнению, навсегда останется под водой. От самого "Титаника" почти ничего не осталось.

"Титаник" уже никогда не поднимут со дна, он как выгоревший дом — вроде бы он стоит, но — только дотронься — и он тут же рухнет. Сталь слишком хрупкая, одно прикосновение — и он рассыплется как прах", — объясняет Итон.

Последние фотографии со дна Атлантического океана были сделаны в сентябре 2010 года на глубина почти четыре тысячи метров. Ржавый корпус лайнера сплющен, носовая часть погрузилась глубоко в ил. В момент крушения "Титаник" разломился на две части.

"Сначала корма поднялась вверх, потом опустилась на воду, став как бы самостоятельным судном. Потом снова взмыла вверх, и начала медленно тонуть. В месте разлома торчали металлические листы, которые образовывали что-то вроде винта, заставляя эту часть судна крутиться по часовой стрелке, пока она не ударилась о дно", — рассказывает историк и исследователь обломков лайнера Паркс Стефенсон.

Немыслимая скорость парохода — лайнер гнался за рекордом — не оставляла ему никаких шансов: 24 узла и всего 39 секунд на принятие решения. В 23.40 — прямо по курсу — "черный", перевернувшийся айсберг. Дежурный офицер Уильям Мердок отдает приказ, как принято считать, слишком поздно. Резкий маневр — "право на борт и полный назад", — но столкновение уже неизбежно. Подводная часть получает пробоину. Через 20 минут пассажиры ощутят крен.

"Сам Господь Бог не потопит этот корабль" — самонадеянный слоган сто лет назад растиражировали в рекламе круиза. "Титаник" мог оставаться на плаву при затоплении четырех из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Но вода попадает в шесть. На борту — 2224 человека и всего 1178 мест в шлюпках. Драк за возможность спастись в действительности не было: 80% мужчин погибли.

Этот памятник в Вашингтоне возвели женщины — "всем мужчинам, благородно отдавшим свои жизни во имя спасения детей".

"Капитан Смит погиб вместе со своим кораблем. Он спасал людей до последней секунды. Есть свидетельства, как он, уже находясь в воде, плавал, находил среди обломков детей и передавал их в лодки, потом снова отплывал и продолжал искать", — вспоминает рассказы выжившего при крушении отца Элизабет Навратиль, автор книги "Дети "Титаника".

"Титаник" полностью уходит под воду спустя 2 часа и 40 минут. Погибает 1513 человек.

Спустя век "Титаник" — это в первую очередь деньги. Мемориальный круиз, который в эти минуты идет по роковому маршруту, на месте крушения лайнера окажется завтра ночью. Пассажиры явно без предрассудков — спустя сто лет люди снова испытывают судьбу и снова платят за это деньги. Самый дорогой билет стоит полтора миллиона рублей.