Пока большинство линий метро обрываются на границе Москвы, граница эта на протяжении 50 лет проходит по легендарному МКАДу. Московская кольцевая автодорога отмечает в эти дни юбилей. Это 50-летняя история строительства, реконструкции, безсветофорной езды и многочасового стояния в пробках.
Этот заколдованный круг – всегда в новостях. Вот лишь некоторые. Дорогу не поделили грузовик и легковушка: иномарку от удара с "МАЗом" выбросило на отбойник, у грузовика лопнуло колесо. Чтобы достать водителя, спасателям пришлось вскрывать машину гидравлическими инструментами.
Другая история: автомобилисты как будто играют в шашки на запруженной трассе, скорость – 260. В выходные – ради своих гонок – стритрейсеры даже перекрывали дорогу.
"Живой щит" из машин на МКАДе выстроила однажды и Госавтоинспекция – чтобы поймать борсеточников, дорогу перегородили машинами других автомобилистов. Преследуемые тогда решились на таран и только случайно вынужденные помощники ГАИ не пострадали.
"Выяснилось на посту, что в люди в преследуемой машине были вооружены, – рассказывает один из участников "живого щита" Станислав Сутягин. – Я спросил: а что было бы, если бы они остановились и начали стрелять?"
В истории МКАДа чего только не было: однажды в феврале собирали тонны клубники и киви – водитель фуры заснул за рулем, прицеп – перевернулся, принимали роды, когда машина с будущей мамой заглохла аккурат напротив стационарного поста на 78-м километре. Повивальной бабкой у новорожденного тогда стал капитан Меньков. На пеленки он порвал собственную форменную рубашку.
Старт Московской кольцевой 50 лет назад был оптимистическим. Нулевой километр – это точка пересечения с шоссе Энтузиастов. На открытие первого участка – между Ярославским и Симферопольским шоссе – приехал сам Никита Хрущев.
Говорят, тогда же из-за МКАД столица в одночасье растянулась как будто резиновая в 2,5 раза. Генсек тогда предложил сделать новой границей столицы кольцевую дорогу. Она тогда состояла всего из четырех полос, по обе стороны – буквально чистое поле. И перейти ее можно было, не торопясь. Но такой трасса осталась только в кино. Фильм "Берегись автомобиля" тоже снимали на МКАДе. Жженов на мотоцикле пытался догнать украденную Смоктуновским "Волгу".
30 лет спустя она уже требовала серьезной реконструкции. Реконструкция получилась масштабная и скандальная. По некоторым версиям, обочину сузили на 10 сантиметров. Как потом установила Генпрокуратура, хищения, действительно, были – во время строительства пропали 256 миллиардов рублей. Куда делись деньги – до сих пор непонятно: почти 270 томов уголовного дела бесследно исчезли.
На шестом десятке МКАД еле ползет. Бесконечные торговые центры, узкие съезды в виде лепестков и постоянные аварии. По статистике, здесь они происходят каждые 9,5 минут.