Владимир Путин призвал компанию "Газпром" и ее норвержского партнера Statoil добиться прогресса по Штокмановскому месторождению и активизировать работы по его освоению к открытию экономического форума в Петербурге. На встрече президента с главами двух компаний речь шла о проблемах, с которыми сталкивается этот амбициозный проект и о перспективах, которые он открывает.
С Хельге Лундом, главой норвежской нефтедобывающей компании Statoil, Владимир Путин встречался не так давно. Тогда обсуждали варианты взаимодействия с российскими нефтяниками в разработке морских шельфов. Сегодня говорили о работе по газовому направлению.
"У вас очень хороший проект, большой проект с "Газпромом". Собственно говоря, с "Газпромом" несколько направлений работы. Но нам нужно двигаться активней вперед. И, мне кажется, у нас есть все шансы начать это движение. Причем, можно сделать определенные шаги уже в ближайшее время. Надеюсь, и на экономическом форуме в Петербурге", — сказал глава РФ.
На самом деле ситуация вокруг Штокмановского месторождения сложилась не самая простая. Еще в 2008 году, когда "Газпром", Statoil, а также французская Total учредили совместное предприятие для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Открытое в 1988 году советскими учеными оно оценивается по запасам как одно из крупнейших в мире. Но общее, устраивающее всех решение по тому, как осваивать месторождение еще не найдено. Партнеры "Газпрома" не раз говорили, что помимо льгот и налоговых преференций по проекту, необходимы и другие финансовые уступки со стороны российских партнеров.
В противном случае якобы проект для западных участников выходит нерентабельным. По данным некоторых изданий, Statoil, например, предлагает, чтобы большую часть затрат по строительству береговых сооружений — а добыча газа будет идти на морском шельфе — взяла на себя российская сторона. "Газпром" предлагает разделить ответственность. И глава компании уже намекал в интервью, что "Газпром" может и сменить партнеров. Впрочем, очевидно, что так или иначе этот проект будет разрабатываться. Владимир Путин заявлял это еще в ранге премьер-министра. Очевидно и то, что норвежские партнеры не слишком хотят из проекта выходить. И деньги уже вложены, и проект перспективный.
Что, собственно, сегодня глава Statoil отчасти и подтвердил.
"Для нас это большая возможность. Но одновременно мы должны будем справиться на пути с большим количеством проблем. "Газпром" очень хорошо настроен на то, чтобы развивать дальше нашу концепцию. И мы сейчас настраиваемся на жидкий природный газ. Российский газ может проникнуть на глобальный рынок. И мы сейчас работаем над тем, чтобы активизировать наш диалог с "Газпромом" и расширять сотрудничество.
Работаем очень много над тем, чтобы встретиться в Санкт-Петербурге для того, чтобы добиться прогресса", — заявил главный управляющий компании Statoil Asa Хельге Лунд.
Вообще Statoil, основной акционер которого, как и у "Газпрома" — государство, имеет богатый опыт работы на шельфах, особенно в арктических широтах. И проект Штокманн, по словам Хельге Лунда, мог бы стать хорошим катализатором такого российско-норвежского сотрудничества.






















































































